Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Тайны Поклонной горы. Спустя десятилетия после Победы специалисты находят уникальные военные экспонаты

Общество
Ученица 10-го класса Харцызской средней школы № 2 ДНР, командир отряда «Молодой гвардии» «Вымпел» Вероника Момотова в Музее Победы во время экскурсии для детей из новых регионов
Ученица 10-го класса Харцызской средней школы № 2 ДНР, командир отряда «Молодой гвардии» «Вымпел» Вероника Момотова в Музее Победы во время экскурсии для детей из новых регионов / Фото: Наталья Шатохина / Вечерняя Москва

Прошло 79 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но до сих пор и профессиональные исследователи, и энтузиасты — многие и многие потомки советских солдат-победителей — продолжают по крупицам собирать материалы, которые позволяют полнее и точнее восстановить события военных лет. Какие открытия удалось сделать сотрудникам Музея Победы на Поклонной горе, одного из крупнейших военно-исторических музеев мира, узнала ≪Вечерняя Москва≫.

Сегодня в фондах музея на Поклонной горе хранится свыше 389 тысяч предметов, связанных с историей Великой Отечественной войны. Лишь образцов военной техники — более 400. Идею создания в Москве масштабного мемориально-музейного комплекса в честь Победы советского народа высказывал еще Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Строительство началось в 1985 году, уже после ухода из жизни военачальника. Официально открылся музей в 1995-м. В сборе и подготовке музейной коллекции к показу новой экспозиции принимали участие сами ветераны Великой Отечественной войны (так, в первом составе сотрудников было 53 ветерана, включая директора — генерал-майора Леонида Касьяновича Котляра).

Сейчас музей — это еще и научно-исследовательский центр, который помогает находить и восстанавливать не всегда известные подробности событий прошлого, а также борется с попытками фальсификации истории.

— Бывает, люди ничего не знают о судьбе родных. У них ничего не осталось, кроме одного или нескольких фронтовых писем. Они передают эти материалы нам, а хранители их атрибутируют, то есть устанавливают, когда и кем было написано письмо, где человек сражался. Выясняют, как сложился фронтовой путь бойца, — поясняет главный хранитель Музея Победы Наталия Засковец. — Это важная, интересная и, наверное, одна из самых главных работ специалистов музея с предметами наряду с сохранением реликвий Великой Отечественной.

По словам Засковец, хотя зачастую речь не идет об открытиях, которые могли бы коренным образом повлиять на наше представление о событиях Великой Отечественной войны, тем не менее это новые подлинные фрагменты картины народной трагедии и мужества. А что значат установленные факты для родственников, тем более невозможно переоценить. Примеров таких ≪небольших открытий≫ на счету музея сотни. Вот лишь некоторые из них, они сегодня особенно обращают на себя внимание посетителей.

Не погаснет без времени золотой огонек

Наряду с письмами, фотографиями, наградами и личными вещами участников Великой Отечественной войны, которые передают на хранение в Музей Победы близкие ветеранов, случаются пополнения фондов и иного рода.

— Иногда поступающие материалы не являются семейными реликвиями, их спасают от уничтожения и приносят к нам неравнодушные люди, которым дорога история своей страны, — рассказывают в музее.

Именно так произошло, когда москвичка Елена Хадина случайно увидела на площадке, где сносили гаражи-ракушки, пакет со старыми журналами. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это подшивка журнала ≪Огонек≫ за 1942 год.

— Как человек, имеющий опыт в архивном деле (после выхода на пенсию работала в архиве Россотрудничества), я прекрасно понимала историческую ценность этих номеров, —рассказывала позже Елена Юрьевна. —Увидев подшивку журнала военной поры, выброшенную на свалку, отнесла ее домой и решила передать в Музей Победы, главный музей страны, хранящий память о Великой Отечественной войне. Наверное, все дело в моем характере.

Я всегда стараюсь вмешаться, если замечаю какой-нибудь непорядок. Находку москвичка передала сотрудникам отдела фондов, а дальше по штампам удалось установить, что подписка журналов ранее принадлежала Горьковской (ныне — Нижегородской) областной библиотеке. Скорее всего, еще в конце 1940-х номера были списаны. Но какойто почитатель ≪Огонька≫ взял их домой и бережно хранил любимые журналы. Причем даже при переезде в столицу подписку забрали с собой. Возможно, сначала журнал часто читали, затем убрали на антресоли в прихожей, пока наконец вся подписка не оказалась в гараже.

— Конечно, уличная ≪ракушка≫ не лучшее место хранения бумажных изданий. Какие-то страницы безвозвратно утрачены, а какие-то требуют реставрации. Но в целом это бесценный дар для нашего музея, —говорит хранитель музейных предметов Юлия Жукова. — Раньше у нас были только разрозненные экземпляры журнала за 1942 год, а теперь — настоящая летопись страны. Выходя каждую неделю даже в самые трудные дни, порой на некачественной бумаге, черно-белый ≪Огонек≫ освещал своим читателям на фронте и в тылу правду о войне. На обложках журнала —моряки и летчики, пехотинцы и танкисты, Герои Советского Союза и новобранцы, а на его страницах рассказывается о героических и трагических событиях тех лет —об обороне Ленинграда и Сталинграда, освобождении городов и работе тыла, подвигах партизан и советских воинов. Эти номера теперь активно используются в научной и выставочной деятельности музея.

Женщина с ребенком на руках

Накануне Международного дня защиты детей в 2023 году Музей Победы представил выставку ≪Утраченное детство≫, от которой у взрослых людей слезы подступали к горлу — 50 картин, написанных художниками-фронтовиками и художниками-детьми войны. Не просто художественные произведения, а воспоминания о тех испытаниях, что пришлось пережить авторам.

Была в числе работ и картина заслуженного художника РФ Николая Тужилина под названием ≪Мать. 1941 год≫ — собирательный образ матери времен войны. Молодая женщина держит ребенка на руках на фоне открывающегося из окна военного пейзажа. Живописное полотно размером 70×62 см было создано спустя 30 лет после начала Великой Отечественной. В июне 1941 года Коле Тужилину не было и 11 лет... Сегодня работы Николая Терентьевича находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, в областных музеях России и частных собраниях по всему миру… В Музей Победы картину ≪Мать≫ в начале 2000-х передала дирекция выставок Союза художников России. В наши дни музейщики решили провести реставрацию полотна. Каково же было удивление специалистов, когда оказалось, что лист оргалита, защищавший оборот картины, является ранее неизвестным полноразмерным эскизом.

— Таким образом в нашей коллекции появилось две работы художника Тужилина, отражающие творческий процесс и позволяющие сопоставить авторский замысел и результат, — рассказала главный хранитель Музея Победы Наталия Засковец.

Из болот под Вязьмой

С 8 января 1942-го по 31 марта 1943-го на ржевско-сычевском направлении разворачивались одни из самых кровопролитных сражений в ходе Великой Отечественной войны. Ржевская битва, позволившая отодвинуть линию фронта от Москвы еще на 130–150 километров и лишить фашистов плацдарма для нового наступления на столицу, по оценкам историков унесла свыше миллиона жизней советских солдат.

≪...Мы за Родину пали, но она спасена≫, — напишет Александр Твардовский в своем стихотворении ≪Я убит подо Ржевом≫.

Событиям тех лет Музей Победы посвятил выставку ≪Багровый рубеж≫, посетители которой могли увидеть среди прочих уникальный экспонат, привезенный из-под Вязьмы... 6 октября 1941 года у деревни Богатырь Смоленской области принял свой последний бой Иван Андреевич Флеров, командир первой батареи артиллерийских ≪Катюш≫. Под его руководством боевые машины впервые вступили в бой 14 июля 1941 года, ударив по наступающим в районе города Рудня фашистам. Новое советское оружие не на шутку напугало врага, немецкий генштаб объявил охоту на БМ-13. В ночь на 7 октября 1941 года колонна машин батареи Флерова попала в засаду, артиллеристы вступили в бой с превосходящими силами противника. Когда боеприпасы закончились, Флеров приказал взорвать установки, а головную ≪Катюшу≫ тяжелораненый командир подорвал вместе с собой. Погибла в окружении и большая часть его бойцов, но секретное оружие врагу не досталось...

Зимой 1991 года сотрудники Музея Победы отправились в Угранский район Смоленской области, чтобы доставить в Москву реликвию, обнаруженную недалеко от деревни Богатырь. Это был фрагмент рамы лонжерона ходовой части боевой машины М-13 на базе автомобиля ЗиС-6, застрявший в стволе дерева, с места подрыва батареи капитана Флерова в 1941-м. Дерево стояло на заболоченном участке, и было необходимо дождаться сильных морозов, когда болото основательно промерзнет и появится возможность достать ствол осины.

— Ценой больших усилий дерево было привезено в Москву. Его понадобилось подвергнуть обработке специальными растворами — законсервировать, защитив от дальнейшего разрушения, — вспоминают сотрудники.

Сейчас экспонат, увековечивший подвиг красноармейцев, может увидеть любой москвич и гость столицы, придя в музей.

Судьба человека

≪Нет в России семьи такой, / Где б не памятен был свой герой. / И глаза молодых солдат / С фотографий увядших глядят...≫ — кому не знакомы эти строки Евгения Аграновича?! А были, кроме фотоснимков, еще и фронтовые портреты советских солдат — их создавали мастера Студии военных художников имени М. Б. Грекова в годы войны.

Увы, многие из красноармейцев, запечатленных портретистами, пропали без вести в ≪сороковые-роковые≫, и так бы ничего потомки не узнали об их дальнейшей судьбе, если бы не совместный проект Музея Победы и ≪Поискового движения России≫.

Музей из собственных фондов, а также из архивов филиалов и партнеров передал Ассоциации студенческих поисковых отрядов около 400 оцифрованных портретов участников Великой Отечественной войны для исследовательской работы. Так, благодаря работе энтузиастов удалось установить фронтовой путь и найти места захоронений сотен героев военной графики.

Проект ≪Фронтовой портрет. Судьба солдата≫ продолжается и сегодня. Спустя десятилетия близкие наконец могут прочитать биографии своих дедов и прадедов и положить в семейный архив копию фронтового портрета, ставшего ключом к тайнам прошлого.

КСТАТИ

Познакомиться с редкой трофейной техникой и вооружением милитаристской Японии сегодня также можно на Поклонной горе. Уникальную коллекцию собрали в ходе поисковой экспедиции на острова Шумшу и Парамушир, организованной руководством Музея Победы и администрацией Северо-Курильского района Сахалинской области в 2009 году.

После реставрационных работ свое место на площадке трофеев заняли 13 экспонатов, в том числе 105-мм полевая пушка «Тип 38», разработанная в 1904 году фирмой «Крупп» по заказу японской армии; легкий штурмовой танк «Тип 4» «Ке-Ну» (один из двух сохранившихся в мире); плавающий танк «Тип 2» «Ка-Ми» (один из трех единиц в России); легкий истребитель Накадзима Ки-43 «Хаябуса» и другие.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.