Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Пепел в алмаз: 10 главных фильмов Анджея Вайды

Развлечения
6 марта 1926 года родился выдающийся польский режиссер Анджей Вайда.

Один из создателей "новой польской киношколы", он по праву входит в число передовых мастеров кинорежиссуры XX века. "Когда я начинал, я верил, что кино может стать гораздо большим, чем просто развлечение и удовольствие. Я верил, что кино способно изменить мир и сознание человека...", - говорил Вайда. Признанный классик мирового кино, он почти за полвека работы в кинематографе снял свыше 40 художественных и телевизионных фильмов. Каждая лента рождалась как принципиальное авторское высказывание.

Когда в январе 1955 года улицы Варшавы запестрели афишами его первой полнометражной картины, её название – "Поколение" - читалось как манифест. На экраны выходила молодёжь, рожденная в конце 1920-х годов, опаленная войной, - ребята с военной варшавской окраины 1943 года, которых при оккупации сама жизнь втянула в антифашистское подполье. За плечами у 29-летнего дебютанта был горький жизненный опыт - и свой собственный, и ровесников. Семья, в которой родился Вайда, жила в казармах. Отец, офицер польской армии, командовал пограничным полком. Одним из ранних впечатлений Вайды стал воинский ритуал: ученья, поверки, смотры, торжественные похороны. Из казарм прямой путь вёл на фронт, под вражеские танки 1939 года. И это был уже не ритуал, а поле между жизнью и смертью. После раздела Польши, отец Вайды был, как и многие польские офицеры арестован сотрудниками НКВД и расстрелян в Катынском лесу (по другим сведениям в Харькове) весной 1940 года. Этому страшному событию режиссер впоследствии отдаст дань фильмом "Катынь", вышедшем на экраны в 2007 году и вызвавшем немалый резонанс в российском обществе… "Меня война пощадила, - сказал Вайда. - Но это повод вновь и вновь говорить о ней. Это моя обязанность".

Место лидера "новой польской школы" было вскоре закреплено за Вайдой вторым его фильмом "Канал" (1956). Ещё через год, в 1958 году, на экраны вышел его третий фильм "Пепел и алмаз" по роману Ежи Анджеевского, удостоенный награды ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции (1959). Эти три картины Анджея Вайды стали называть "драмой в трёх актах" или "трилогией о войне".

В фильмах Вайды отсутствует прямая авторская речь. О волнующем и сокровенном он говорит через жизненные истории. Индивидуальное, пережитое у него всегда предстаёт в виде объективного повествования. "Я ничего не сочиняю, - говорит Анджей Вайда. - Мои фильмы - часть моей жизни. На экране моя биография". Режиссёр всегда поднимал острые темы, нарушал табу и смело говорил о том, что являлось запретным. Еще в 1970-х годах в фильме "Человек из мрамора" он открыто критиковал существовавшую партийно-государственную систему. Фильмом "Человек из железа" (1981) режиссёр прямо заявил о своей поддержке независимого профсоюза "Солидарности". Впоследствии активная гражданская позиция вывела его в ряды видных общественных деятелей Польши. Вайда был членом Совета при президенте Лехе Валенсе (1982-89), избирался сенатором польского Сейма (1989-90), был председателем Совета по культуре при Президенте Республики Польша (1992-94).

Фильмы Вайды насыщены острыми коллизиями, резкими сюжетными поворотами, страстями, и неизменно полны трагизма. Исполнителя с ярким драматическим дарованием в Польше принято называть "актёром Вайды". Именно он открыл кинематографу таких актеров, как Збигнев Цибульский, Даниэль Ольбрыхский, Кристина Янда, Анджей Северин, Войцех Пшоняк и других.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные фильмы режиссёра.

"Поколение" (Pokolenie, 1954)

Первый полнометражный фильм Вайды повествует о самом начале восстания в польской столице на фоне начавшейся трагедии варшавского гетто, об антифашистском сопротивлении и о молодых варшавских подпольщиках. Картина - первая часть трилогии, продолженная лентами "Канал" (1956) и "Пепел и алмаз" (1958). По оценкам критиков, фильм знаменует начало существования такого социально-художественного направления, как Польская школа кинематографа, возникшего в условиях политической оттепели начала 1950-х годов. Несмотря на преобладание позитивных оценок, критики принимают фильм с определёнными оговорками. Показательно мнение Майкла Брука, одного из кураторов национального архива Британского института кино: "Картина получила широкую известность как источник, из которого возникло послевоенное польское кино. Хотя, безусловно, фильм - новаторский, его историческое значение, невозможно игнорировать или отрицать, но, в конечном счете, он скорее внесён в каноны Вайды, как фильм на перспективу, не достигший уровня шедевра".

[OBJ Фрагмент из фильма "Поколение" (1954, на польском языке с английскими субтитрами)]

"Канал" (Kanal, 1956)

В 1957 году фильм был удостоен специального приза жюри Каннского кинофестиваля - Серебряной пальмовой ветви, однако реакция на картину была разной. Одни восхищались "кинематографическим видением" режиссёра, который поместил основное действие трагических событий Варшавского восстания в канализационные трубы. "Им даже в голову не пришло, - удивлялся Вайда, - что путь через канализацию был всего-навсего естественным способом сообщения, когда улицы находились под беспрестанным обстрелом". Другие обвиняли картину в "пессимизме" и "безверии", где один за другим умирают в грязном подземелье герои, а последнего, который выбирается наружу, встречает на крупном плане мостовой, сапог гитлеровского часового... Показательно, что члены французского Сопротивления и ветераны-голлисты на фестивале в Каннах преподнесли Вайде повязку "бойца маки"... "Я помню, как впервые поехал в Кёльн со своим фильмом "Канал". – вспоминал Вайда. - Мне было 29 лет, и я страшно переживал, как немцы воспримут этот фильм. Ведь это именно их касается, они преступники, они убили варшавских повстанцев. Но то, как фильм был принят - и во время сеанса, и после, - то как реагировали люди, разговаривавшие со мной, все это постепенно налаживало отношения между поляками и немцами. И я думаю, что это единственный путь. Другого нет. Не надо обижаться. Не надо отворачиваться. Надо спокойно смотреть".

"Я ничего не сочиняю, - говорит Анджей Вайда. - Мои фильмы - часть моей жизни. На экране моя биография" «Я ничего не сочиняю, - говорит Анджей Вайда. - Мои фильмы - часть моей жизни. На экране моя биография» / Фото: kinopoisk.ru

"Пепел и Алмаз" (Popiol i diament, 1958)

Название фильма (как и романа Ежи Анджеевского) взято из стихотворения польского поэта Циприана Норвида:

"Когда сгоришь, что станется с тобою:

Уйдёшь ли дымом в небо голубое,

Золой ли станешь мёртвой на ветру?

Что своего оставишь ты в миру?

Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,

Зачем ты в мир пришёл?

Что пепел скрыл от нас? А вдруг

Из пепла нам блеснёт алмаз,

Блеснёт со дна своею чистой гранью…"

8 мая 1945 года. Ушли заботы военных дней. Уже трудно понять, кто был прав - поляки Армии Крайовой или поляки Армии Людовой. На экране братоубийственная вражда - трагический шлейф освободительной войны внутри разоренной и разрушенной страны… Дополнительный колорит фильму придавало, то, что, исполнитель главной роли Збигнев Цибульский играл члена подпольной армии Крайовой Мачека в своей повседневной одежде (джинсы, брезентовая сумка через плечо) и тёмных очках, что не соответствовало историческим реалиям 1945 года. У фильма возникли серьёзные цензурные трудности. Государственных чиновников смущало то, что антикоммунист в исполнении Цибульского, даже убив партийного функционера, не теряет романтического ореола. На кинофестиваль в Венеции фильм попал совершенно случайно вопреки решению партийного руководства. Хотя ленту показали вне конкурса, она была замечена и получила мировое признание. К показу в СССР фильм был допущен только в 1965 году.

[OBJ Фрагмент из фильма "Пепел и Алмаз" (1958, на польском языке с английскими субтитрами)]

"Летна" (Lotna, 1959)

"Летна", или в переводе на русский "Летящая", это прозвище белой лошади арабской породы, подаренной офицеру Уланского полка в ознаменование будущих побед. Все уланы в отряде мечтают хотя бы раз пойти в атаку на Летне. Но на дворе сентябрь 1939 года, где стальные законы войны давно поменяли благородных лошадей на неуязвимые танки. Каждый новый владелец "Летны" погибает: её яркий светлый окрас и стать привлекает к седоку особое внимание врага. Особенно впечатляет финал фильма: вдохновенный и самозабвенный порыв обреченных улан, бросившихся с саблями наголо навстречу немецким танкам, чтобы сразу погибнуть вместе со своими верными конями. Один из киноклубов Франции очень точно оценил этот фильм: "Летна" никоим образом не исторический фильм, но скорее романтическая мечта с высоким символическим содержанием. Рассматривая её с этой точки зрения, работа Вайды принимает другие значения и, в конечном счете, выявляет отличие двух разных миров: один - польского народа, который воплощает романтический идеал типичный для XIX века, другой - нацистской многотонный грузовик, с танками и современными технологиями, сметающий всё на своем пути. Это история разрушения древнего мира новым порядком, который навязывает себя силой".

[OBJ Фрагмент из фильма "Летна" (1959)]

"Всё на продажу" (Wszystko na sprzedaz, 1968)

"Всё на продажу" - фильм о кинематографе, своего рода "Восемь с половиной" от Анджея Вайды, снятый, однако, в совершенно иной и подчас близкой к документальной, стилистике. Звезды польского кино играют в этом фильме самих себя, а alter ego режиссёра становится его тезка Анджей Лапицкий. Фильм посвящен памяти безвременно ушедшего Збигнева Цибульского и выглядит как передача эстафеты от Цибульского к новому польскому актёру № 1 - Даниэлю Ольбрыхскому. "Это фильм о Нём. – комментировал картину режиссёр. - Фильм, в котором Он был бы самим собой. В кругу событий, свидетелем которых Ему довелось быть или о которых я знал по Его рассказам. И я принялся обдумывать сценарий. Назову его, однако, сценарным планом из-за некой особенности замысла: актёрам надлежит предстать перед зрителем со своим собственным, личным багажом, предназначенным на продажу. Однажды ночью, в Лондоне, я уговаривал Мерсера, замечательного английского драматурга, дружившего со Збышеком, написать такой сценарий. Мы много и от души смеялись, вспоминая разные забавные истории, которые Збышек так любил о себе рассказывать. Потом в гостинице зазвонил телефон. Мы обсуждали будущий фильм, а Его уже 24 часа не было в живых. Мог ли я теперь отступиться? И я стал размышлять о том, что же происходит, когда один из нас, ещё молодых, уверенных, что "до исполнения приговора далеко", внезапно уходит из жизни, оставив сонмище живых. О них должен быть фильм, а не о Нём — но с Ним в главной роли".

[OBJ Фрагмент из фильма "Всё на продажу" (1968, на польском языке)]

"Березняк" (Brzezina, 1970)

Фильм, поставленный по рассказу Ярослава Ивашкевича, в 1971 году получил главный приз Московского кинофестиваля за вклад в искусство. "Березняк" не похож ни на какую другую картину Вайды, он абсолютно оригинален. Здесь режиссёр показал медленную смерть героя, причём невероятным образом: и необычайно красиво, лирично и одновременно почти на грани натурализма и физиологии. В главных ролях - Ольгерд Лукашевич, позже весьма известный и популярный артист, и Даниэль Ольбрыхский, который за роль Болеслава получил приз Московского международного кинофестиваля.

[OBJ Фрагмент из фильма "Березняк" (1970, на польском языке)]

"Свадьба" (Wesele, 1972)

Экранизация культовой драмы Станислава Выспяньского, получившая Серебряный приз на МКФ в Сан-Себастьяне-73, по мнению критиков, является одним из самых «польских» среди творений Анджея Вайды. Молодой дворянин в исполнении Даниэля Ольбрыхского женится на милой крестьянке. В скученной хате - разномастные гости, небывалая смесь одежд и лиц. Здесь и добрые бабушки со своими полезными советами, и многозначительные политики со свежей газетой в руках, и горожане в непрерывном споре, и деревенские мудрецы, и лесничий, и здешний раввин, и его дочь, образованная красавица Рашель - вся Польша на дощатом деревенском полу, неутомимо отплясывающая польку под аккомпанемент деревенского оркестра. Посреди веселья происходит классовое столкновение, вызванное изрядным подпитием. Действо переходит в гротеск и начинается фантасмагория, где явь смешивается со сном.

[OBJ Фрагмент из фильма "Свадьба" (1972, на польском языке)]

"Земля обетованная" (Ziemia obiecana, 1974)

Экранизация романа Нобелевского лауреата Владислава Реймонта. Действие "Земли обетованной" развертывается в Лодзи, где три молодых человека, друзья юности - поляк, еврей и немец, дети разорившихся собственников, полные предпринимательского пыла, - решают открыть прядильную фабрику. Но накопление капитала сопровождается ощутимыми нравственными потерями. В конце фильма разбогатевшие, но внешне и внутренне деградировавшие герои отдают приказ о расстреле рабочей демонстрации. Кадр со взметнувшимся над толпой красным знаменем сменяют финальные титры. Блестящий актёрский состав вкупе с виртуозной работой операторов делают эту картину одним из самых совершенных произведений Вайды. Фильм принёс режиссёру главные призы на МКФ в Москве и Чикаго, а также премию Министерства культуры Польши. Фильм существует в трёх версиях: прокатная, телевизионная и перемонтированная и сокращённая авторская версия 2000 года. По поводу авторского монтажа фильма режиссёр заявил: "Я недавно сделал новую версию своей старой картины "Земля обетованная", из которой вырезал две эротические сцены - я стыдился этих сцен 20 лет. Почему же я их тогда снял? Да потому, что цензура нам запрещала снимать эротику, и мы сражались за свободу любыми способами. Там, где было можно, мы пытались противостоять ей. Может быть, вам сегодня это покажется ребячеством, но в то время это воспринималось иначе".

[OBJ Фрагмент из фильма "Земля обетованная" (1974)]

"Пан Тадеуш" (Pan Tadeusz, 1999)

Экранизацию одноименной поэмы Адама Мицкевича Вайда считает своим главным произведением. В ней воплотилась не только давняя мечта постановщика, к которой он шёл всю жизнь, но, и как считает Вайда, чаяния и потребности польского народа. В основе сюжета - история двух родов-врагов. Яблоком раздора служит некий Замок, давно обветшавший. Право владения оспаривают шляхетские роды-кланы Соплицы и Горешки. Оба рода стремятся к примирению, которое осуществляется в союзе молодых - юной Софьи, наследницы Горешко, и вернувшегося с учения молодого пана Тадеуша, наследника Соплицев. Всенародная радостная свадьба завершает картину полонезом, написанным специально для фильма композитором Войцехом Киларом.

[OBJ Фрагмент и з фильма "Пан Тадеуш" (1999)]

"Катынь" (Katyn, 2007)

Действие сюжета фильма происходит в промежутке между 17 сентября 1939 года и осенью 1945-го. В фильме четыре главных линии - судьбы четырёх польских офицеров и, в первую очередь, судьбы их родственников, которые не знают правды, но догадываются о ней… "Катынь – "не один из фильмов". – сказал в одном из интервью Вайда. - Хотя я не хотел бы, априори придавать ему какое-то особое значение, но должен сказать, что я снял этот фильм под конец своей жизни, будучи убежден, что я обязан снять этот фильм. И ради своего отца, который был одним из тех, кого убили в Катыни. И ради матери, которая до последней минуты верила, что он вернется, поскольку его фамилии не было в списке расстрелянных. Одновременно мне кажется, что Катынь это часть польской истории, которая не может остаться без своего фильма. Многие зрители, встречая меня на улице в Варшаве после просмотра фильма, благодарят меня. Они говорят: "Благодаря этому фильму, мы увидели, как это все было, увидели, что произошло с нашими близкими". Видимо людям необходимо увидеть "воочию" то, что случилось, чтобы расстаться с этим. Когда мы, наконец видим: ага, вот как это было, - мы с этой темой прощаемся".

[OBJ "Катынь" (2007, на польском языке с английскими субтитрами)]

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

7 легендарных фильмов Кшиштофа Кеслёвского

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.