Радио "Вечерняя Москва"

×

"Сейчас в городе" со Станиславом Анисимовым            Прямой эфир.
 
 
 

Понедельник, 24 ноября 2014

14:56

12+

Погода на завтра

-4..-2 (день) -6..-4 (ночь)

Курс валют

USD 45,79 EUR 57,43

Московская «цыганочка»

18:13 15 ноября 2005

Теги:

Рассказ о родственниках, который может быть интересен всем

[b]Если верить архивам (а архивы, в отличие от живых свидетелей, как правило, не лгут), то осенью 1899 года в труппу Большого театра была принята только что окончившая Императорское московское театральное училище Софья Васильевна Федорова.[/b] Молва о качествах молодой балерины была самая лестная. Говорили даже, что на московском балетном небосклоне восходит новая звезда! И это не было преувеличением: девушку взяли сразу в «корифейки», миновав, вопреки тогдашним обычаям, кордебалет. Вскоре после оглушительного успеха в «Дон-Кихоте», где она заменила заболевшую Екатерину Гельцер, Софья стала балериной I класса, а затем и «примой» с окладом 4 тысячи рублей в год – деньги по тем временам немалые. А тут еще известная парфюмерная фабрика выбрала ее среди прочих женщин-знаменитостей своим рекламным лицом... Великая актриса Малого театра Е. Н. Гоголева в воспоминаниях, которые она писала уже на склоне лет, не забыла отметить свое необыкновенно сильное впечатление от темпераментных танцев Федоровой. По отзывам сослуживцев, Софья Васильевна вне сцены была очень замкнутой и застенчивой. Как говорили, из-за тяжелого детства. В танце же она раскрывалась с такой экспрессией, что не оставляла никого равнодушным. Из-за взрывного темперамента ее и прозвали «цыганочкой». Но вполне вероятно, что в ней действительно была цыганская кровь: ее рано умерший отец, Василий Федорович, был цеховым медного цеха, а большинство московских медников происходили из оседлых цыган. Родилась Софья 16 сентября 1879 года в Москве. Об отце мы уже упомянули. Мать – Анна Михайловна. Восприемниками были в церковной книге записаны: «цеховой медного цеха Арсений сын Федоров» (брат отца и по совместительству мой прадедушка) и девица Акулина Петрова». Отец рано умер, и вдова осталась с тремя малолетними детьми на руках. При первой же возможности она с помощью служившего в Большом театре родственника устроила дочерей и сына на полный пансион в Императорское московское театральное училище. Софья окончила курс в 1899 году, а младшая из сестер – Ольга – в 1901 году экстерном. Обе они были характерными танцовщицами на одни и те же роли, а потому Ольга, терявшаяся в тени славы старшей сестры, приложила все усилия, чтобы уехать служить на петербургскую сцену. И в конце концов в 1909 году с помощью директора Императорских театров Теляковского ей удалось заключить контракт с Мариинкой. Во время занятий в Училище сестер звали Васильевыми (по имени отца). Поступив в театр, каждая из них должна была написать прошение о выдаче свидетельства о том, что она является балериной Большого театра. Свидетельства представлялись в Ремесленную управу, после чего сестер исключили из «сословия цеховых» и выдали паспорта на фамилию Федоровы (по имени деда). Летом, когда театры не работали, сестры уходили в оплачиваемый отпуск и отправлялись на гастроли по российской провинции или по Европе. Так, Софья Васильевна с 1909 по 1913 г. принимала участие в Русских сезонах Парижа, Рима и Лондона во всех постановках Фокина. В 1914 году Большой театр заключил с ней очередной контракт, несмотря на то, что ей уже исполнилось 35 лет. Она все еще была в зените славы, сам Вячеслав Иванов посвятил ей стихи и называл «темной, мистической душой». К сожалению, темная душа – сродни болезни. Все болезнью и окончилось. И чем дальше, тем хуже. В 1917-м ей было 38 лет, она постоянно болела и танцевать, увы, уже не могла. Заключение врача – неврастения в тяжелой форме. Это был конец балетной карьеры – 17 декабря 1919 г. Софья Васильевна из списков театра выбыла. Она уехала из Москвы, где еще совсем недавно публика ее носила на руках, в Питер, к мужу, известному певцу-баритону и режиссеру музыкального театра (между прочим, медику по образованию) Петру Сергеевичу Оленину. Но в январе 1922-го он умер, Софья похоронила его в Москве и в начале весны навсегда покинула родину. Поселилась она в пригороде Парижа – Нейи, продолжала болеть, неоднократно и подолгу лежала в клиниках. К 1924 г., вроде бы, начала поправляться, даже гастролировала с труппой Анны Павловой. Но потом – снова больница. Последнее ее выступление было у Дягилева в сезоне 1928 года. Затем болезнь взяла свое, на этот раз окончательно. 35 лет Софья Васильевна провела в психиатрических клиниках, лишь изредка приходя в себя! Скончалась она 3 января 1963 года. Некролог был опубликован во Франции с трехмесячным опозданием. А вот ее сестра, Ольга Васильевна Федорова, солистка Мариинского театра, танцевала до 1927 года и одной из первых советских актрис получила звание заслуженной артистки республики. Умерла она в 1942 году в осажденном Ленинграде. Никаких сведений о ее личной жизни в ленинградском архиве не сохранилось… Брат – Михаил Федоров – также стал танцовщиком, еще до революции начал служить в труппе Дягилева. Дальнейшая его судьба мне, к сожалению, неизвестна. Между прочим, эмиграция Софьи в 1922 году еще много лет «аукалась» нашей семье. У моего деда Сергея Арсеньевича Арсеньева, двоюродного брата сестер Федоровых, было шестеро детей. Троих их них еще до революции Софья Васильевна устроила в то самое Театральное училище при Большом театре, которое окончила сама. В апреле 1922-го она уехала во Францию, а уже в мае все Арсеньевы были исключены: старший брат Михаил – из труппы Большого театра, а мой отец Валериан и его сестра Зинаида – из выпускного класса училища. В Российском государственном архиве литературы и искусства я нашла соответствующие документы; формулировка во всех одинакова (они даже написаны под одну лиловую копирку) – уволить «за профнепригодность». А вот дальнейшая судьба этих «профнепригодных». Михаил Сергеевич Арсеньев, солист МХБ, солист Минского театра, в начале 1940-х – организатор и руководитель классического балета в Бурятии, заслуженный деятель искусств, награжден еще до войны орденом «Знак почета». Валериан Сергеевич Арсеньев – в 1930-х годах солист МХБ, Музыкального театра В. И. Немировича-Данченко, Минского и Куйбышевского музыкальных театров, а с 1936 года – солист и один из организаторов Ансамбля народного танца И. Моисеева, в 1938 г. награжден орденом «Знак почета», заслуженный артист республики, непременный участник всех кремлевских праздничных концертов, в том числе победного 1945 г. Зинаида Сергеевна Арсеньева – прекрасная эстрадная танцовщица, постоянная участница фронтовых бригад, награжденная орденом Красной звезды и именными часами. Особенно ей удавались темпераментные цыганские и венгерские танцы. В этом она пошла по стопам своей крестной – знаменитой московской «цыганочки» Софьи Васильевны Федоровой. А сегодня хореографическую династию Федоровых-Арсеньевых продолжает моя племянница Ирина Дмитриевна Арсеньева. Вот такие дела. [b]Роксана Валерьяновна АРСЕНЬЕВА На илл.: [i]Ольга Васильевна, чтобы не конкурировать на московской сцене с сестрой, уехала в Санкт-Петербург. На фото 1910-х годов она в «Баядерке».[/b][/i]

Новости партнеров

Загрузка формы комментариев

Новости партнеров