Суббота 21 апреля, 18:04
Дождь + 17°
Режиссер Константин Богомолов оказался главным ньюсмейкером уходящего театрального сезона.

Блогер от театра

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
"Вечерка" продолжает подводить итоги прошедшего театрального сезона.

Вслед за разговором о театрах и об актерах пришел черед и размышлением о режиссуре в минувшем сезоне. И вот, оглядываясь назад, понимаю, что сделать своеобразный обзор, как было в первых двух частях «подведения итогов», пожалуй, не получится. Да, был Карбаускис с его «Талантами и поклонниками», но в другом сезоне – более богатом на сильные театральные события – спектакль этот остался бы в ряду крепких и профессиональных, достойных Карбаускиса постановок. Не более того. Да и сейчас он куда интереснее как первый спектакль режиссера на посту художественного руководителя «Маяковки», чем как отдельное творческое высказывание.

Что делали остальные? «Молодые режиссеры», в прошлых сезонах активно включившиеся в театральную жизнь города, в этом году ровно продолжили свою работу. Мэтры или, подобно Сергею Женовачу, перенесли премьеры на сезон грядущий, или же выпустили, как оказалось, «проходные» для себя спектакли. Впервые, кажется, премьеры Петра Фоменко, Юрия Любимова и Камы Гинкаса не вошли даже в топ-10 премьер сезона. Безусловно, это не основной показатель, но тем не менее.

Вот так и вышло, что главным ньюсмейкером театрального сезона оказался Константин Богомолов, сначала «ударивший» по зрителю своим питерским «Лиром» (питерским, впрочем, лишь по месту рождения: главные актеры – это привычная команда режиссера), затем выпустившим в МХТ набоковское «Событие» и, наконец, закрепившийся на завоеванных позициях «Годом, когда я не родился» по розовскому «Гнезду глухаря».

Спектакли Богомолова интересны, прежде всего, не своим художественным содержанием, а тем эффектом, который они производят на театральную публику. (Театральную – в узком смысле этого слова.) Его постановки вызывают лавинообразную реакцию в сети: бесконечные обсуждения и комментирования.  Кажется, что на театральном Олимпе появилось новое божество. Но приходишь в театр и мысли о божественном отступают. Остается недоумение – почему это называется театром? Причем, чаще всего, театром лучшим на сегодняшний день. Понимание отказывается приходить. Понимание всех окружающих тебя восторгов и «придыхательных» интонаций. Но затем оно все-таки приходит.

Оказывается, все встает на свои места, если правильно определиться с жанром. И тогда спектакли, воспринимащиеся гипертрофированно-субъектиными однодневками, вдруг остаются таковыми, но уже вызывают куда меньшее раздражение отсутствием в них какой-либо художественной ценности. И даже – в таком преломлении – Богомолов становится в некотором роде первооткрывателем нашего театра, привнесшим в театральный процесс новый жанр из смежной жизненной сферы – блог.

Его спектакли больше всего напоминают именно разрозненные части интернет-дневника человека с ярко выраженной точкой зрения на определенные вопросы. Каждая новая постановка – новый пост на волнующую тему. Предельно субъективный; каждую деталь, каждый сюжет заставляющий работать на определенную мысль. Это не трактовка – пусть и глубок личная – Шекспира или Розова, но апелляция к этим «авторитетам», дабы придать веса и значимости собственной позиции. Так и рядовые блоггеры, постоянно цитируют «великих», чтобы не оставаться «в одиночестве».

От блоггерства здесь и зашкаливающее число «лайков» и восторженных комментариев от «читателей» блога. Не удивляет и общий позитивный, всегда поддерживающий автора настрой этих откликов. В конце концов, это в театр приходят зрители разные, с отличными друг от друга позициями, порой случайные. Другое в блоге – его читают почти сугубо люди, разделяющие взгляды и пристрастия автора. Читают, чтобы вновь увериться и в собственной правоте.

Блогерство не требует глубоких профессиональных навыков. Его основной посыл – сиюминутность. Главное – успеть личностно высказаться на острую тему, а уж насколько глубоким будет подобное высказывание вопрос десятый. Не за тем блоги придумывались. Этим задачам спектакли Богомолова последнего сезона вполне отвечают. Не отвечают другим – театральным. Но похоже, в виду усиления социально-политических настроений в московской «околотеатральной» среде, театр сейчас последнее, чего ждут от театра. 

Читайте также

Женская сборная

Минувший театральный сезон с точки зрения актерской игры выдался «однообразным». Так сложилось, что самые яркие работы в нем принадлежали исключительно представительницам «слабого» пола. «Блистания» были разными: одни забирали в плен всего несколькими тактами роли, другие покоряли медленнее – от образа к образу – на протяжении всего сезона (читайте далее...)

Время создавать театры

В воскресенье, 5 августа, последним закрывает свой сезон для публики Театр им. Моссовета. Пожалуй, это последняя возможность поговорить о сезоне прошедшем. О ярких актерских и режиссерских работах, вдохновляющих и пугающих тенденциях развития театрального дела и, конечно, о самих театрах. Театрах как зданиях, в которых происходит (или не происходит) некая жизнь. Какой же она была в этом году? (читайте далее...).

 

 

 

Новости СМИ2

Новости Финам

Новости партнеров

Новости СМИ2

Новости партнеров

Читайте нас в Яндекс.Новостях
Добавьте ленту «Вечерней Москвы» в свою личную и получайте актуальные новости столицы ежедневно