Суббота 23 июня, 14:06
Ясно + 28°
В праздничных мероприятиях по случаю 100-й годовщины Военно-воздушных сил принимали участие более 150 боевых самолетов и вертолетов.

Военной авиации исполнилось 100 лет!

Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва"
Репортаж корреспондента «Вечерки» из подмосковного Жуковского, где прошло грандиозное авиашоу «Открытое небо».

Над аэродромом «Раменское» пролетели самолеты и вертолеты, которые стоят на вооружении в России. Свое мастерство зрителям также показали пилотажные группы из Польши, Великобритании, Финляндии, Турции и Италии.

Машины шли нескончаемым потоком. Одни самолеты просто совершали проход над трибунами, другие продемонстровали фигуры высшего пилотажа и имитацию воздушного боя. Отметим, что подготовка юбилейного мероприятия заняла несколько месяцев и вся программа отполирована до блеска. Каждый самолет или вертолет пролетел над аэродромом в свое, четко определенное время, после чего проследовал обратно на свой аэродром базирования.

Корреспондент «Вечерней Москвы» в режиме онлайн рассказывал о том, как в подмосковном Жуковском прошло грандиозное авиашоу «Открытое небо».

18.30 Сорокаминутное выступление «Стрижей» и «Русских витязей», где опытные летчики демонстрировали чудеса группового пилотажа, завершилось эффектным проходом над трибунами в построении «кубинский бриллиант». При этом за ними – двадцать истребителей и штурмовиков в построении «сотня», напомнившие всем повод праздничного авиашоу. А завершилось праздничное мероприятие проходом девяти штурмовиков «СУ-25» с дымами цветов российского флага. Зрители направляются к выходу уставшие, но довольные. Праздничное шоу удалось на славу!    

17.35 Наступает кульминация авиашоу: в небе появляются новейшие самолеты компаний «Сухой» и «МИГ» – истребитель пятого поколения «Т-50» и «МИГ-29 М 2», крайняя модификация легендарного истребителя.  Их полет длится недолго, но опытные летчики Сергей Богдан и Станислав Горбунов наглядно демонстрируют, что такое самолет будущего. Сверхманевренность, ловкие виражи, скорость! После посадки этих самолетов большинство зрителей начинает тянуться к выходу. А ведь впереди еще выступления пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи».

17.15 Для посетителей авиашоу открыли выставочный павильон, где представлены уникальные тренажеры для пилотов. Они представляют из себя максимально точно воссозданные кабины ударного вертолета «КА-52» и фронтового бомбардировщика «СУ-34». Тренажеры мгновенно привлекли внимание детворы – к ним тут же выстроилась очередь.  Все хотят посидеть внутри и поводить боевые машины.

– Мы им автопилот включаем, а то не справятся, – усмехается Сергей Водилов, сотрудник компании «Динамика», производящей тренажеры.  – Управление на тренажере абсолютно идентично управлению настоящим самолетом или вертолетом. Эти тренажеры уже прошли государственные испытания и могут вскоре поступить в войска. В частности, специалисты из Торжокского учебного вертолетного центра очень заинтересованы имитатором «КА-52», но стоить такой тренажер будет дорого. Цена одного тренажера – несколько десятков миллионов рублей. Зато эффект присутствия – стопроцентный. Вокруг кабины установлены специальные экраны, на которые проецируется воздушная и наземная обстановка вокруг вертолета. Имитируются даже погодные условия, ветер и вооруженные силы противника. Такой тренажер позволит сэкономить уйму топлива и снижает износ настоящих боевых машин.

16.30 Над аэродромом показалась группа из десяти самолетов в построении «тактическое крыло». Костяк формации составляют четыре новейших фронтовых бомбардировщика «СУ-34», на флангах – четыре «СУ-27» и два «МИГа-29».

–  В реальных боевых действиях бомбардировщики и истребители прикрытия никогда не будут идти так близко друг к другу, – рассказывал «Вечерке» майор ВВС в  отставке Максим Дяблов, пилотировавший еще «МИГ-25». – Но для демонстрации летного мастерства такое построение подходит отлично. Соблюдать одинаковую скорость на таких разных самолетах – очень сложная задача.

Тем временем строй рассыпается. Сначала показательный воздушный бой проводят «МИГи», затем – «СУ-27», а потом на сцену выходят «СУ-34». Эти машины могут нести несколько тонн бомбовой нагрузки. По сравнению с истребителями весят они больше, а виражи закладывают такие, что любо-дорого смотреть.

15.10 В небе над аэродромом – пилотажная группа из Великобритании «Красные стрелы» на истребителях «Т-1» («Хок»). Оправдывая свое название, летчики крутят фигуры высшего пилотажа, оставляя после себя красный дымный след – со стороны, действительно, похоже на стрелу с алым оперением. Однако зрителей на поле стало заметно меньше. Тучи над Жуковским разошлись и вновь начало жарить солнце.

Многие пошли подкрепиться, но здесь кроется неизбежный для крупных мероприятий неприятный финансовый момент. Цены на еду на территории аэродрома – совсем не воздушные. Бутылка воды – 100 рублей, грошовый стаканчик мороженого – 50 рублей, порция шашлыка на три тощих кусочка – 500 рублей. Продавцы лишь разводят руками: «А вы что хотели? На таких мероприятиях всегда так дорого». Логично дорого стоит только пиво – 200 рублей за банку. Если б пенное продавалось дешевле, на августовском солнышке половину зрителей прилично бы развезло. Зато на удивление дешево стоит «сувенирка». Настоящий летный комбинезон цвета хаки идет за две с половиной тысячи рублей, удобная, прочная ветровка – за полторы тысячи, футболки с символикой авиашоу стоят от трехсот до пятисот.

– Самое дорогое, что у нас есть  – настоящие летные кожаные куртки, – рассказала «Вечерке» продавщица Зарема Хамзатова.  –  Стоимость ее – двенадцать с половиной тысяч рублей. И их на удивление охотно разбирают.

Но в целом удобства для посетителей организованы на высоком уровне. По всей территории аэродрома установлены большие экраны, транслирующие происходящее в небе. Нет недостатка и в биотуалетах – вход в них, к счастью, бесплатный.                                             

14.10 Небо над Жуковским постепенно затягивают облака, на вид, к счастью, не грозовые. Впрочем, низкая облачность – не помеха тяжелым дальним бомбардировщикам «ТУ-22». Следом за ними в построении в «клин» ревут моторами ракетоносцы «ТУ-160» и «ТУ-95МС». Но самое зрелищное – еще впереди. Над аэродромом оказываются десять истребителей той самой итальянской пилотажной группы «Фречче триколлори». Гости с Апенинского полуострова идут плотным строем «ромб» и раскрашивают небо в цвета итальянского флага. Наш недавний собеседник Стефано Чинтьони идет крайним левым ведомым. Истребители набирают высоту, сохраняя строй, пикируют вниз и над самой землей эффектно расходятся в разные сторонысловно разбиваясь оя невидимую преграду. Это и есть знаменитая итальянская «бомба». А следом за итальянскими асами на горизонте показались российские транспортники «АН-2», «АН-26», «АН-140» и сверхтяжелый «АН-124».                                                  

13.30 «Вперед, вперед, родимые!», «Россия, вперед!», «Ура!», – зрители наблюдают за полетом суперсовременного истребителя, как будто болеют за любимую футбольную команду. А посмотреть есть на что: благодаря двигателям, отклоняемым вектором тяги, машина способна буквально застывать в воздухе. Именно «СУ-35» удостоился чести открывать современную часть авиашоу.

 – По сути дела это старый добрый «СУ-27», но глубоко модернизированный, – рассказал «Вечерке» сотрудник ЛИИ имени Громова Вячеслав Акинфеев. – По своим характеристикам он максимально приближен к истребителям пятого поколения. Единственное, что  в нем не реализовано – это стелс-технологии. Зато машина очень маневренна и буквально танцует в воздухе.

Махнув на прощание крыльями, «СУшка» улетает за горизонт, а следом над аэродромом появляется пятерка легких самолетов «Л-39 Альбатрос». Пилотажная группа «Русь» под руководством подполковника Станислава Дрёмова демонстрирует свою знаменитую «вязь». Юркие машины разноцветными дымами чертят в небе замысловатые узоры. Вот в небе появились четыре одинаковых по размеру круга.

– Некоторые люди шутят, что этим ребятам концерн «Ауди» подарил по автомобилю за то, что они рисуют в небе логотип этой компании, – шутит по громкой связи диктор. На самом же деле ребята синхронно выполняют знаменитую петлю Нестерова. Напоследок летчики рисуют в небе огромное сердце, а ведущий пролетает сквозь него подобно стреле гигантского Купидона.                                             

12.40 «Я – «ЯК»-истребитель, мотор мой звенит!», – звучат над аэродромом бессмертные слова из песни Владимира Высоцкого. Одновременно на взлет идет легендарный «ЯК-3». Пилот демонстрирует «бочки», «мертвые петли», боевые развороты – все это «ЯК» демонстрировал в воздушных боях Великой Отечественной. Но выступления ретроавиации, кажется, немного надоели зрителям – люди разбрелись по выставочному центру. Ведь и на земле есть что посмотреть. В одном из павильонов демонстрируется первый аэроплан, который в 1910 году увидели жители Российской империи. Это знаменитый «Фарман-4». На таких машинах обучались первые русские асы: Петр Нестеров, Вячеслав Ткачев, Лев Мациевич… По словам реконструкторов, воссоздавших самолет, он является точной копией оригинала.

– Машина готова хоть сейчас взлететь, – сказал «Вечерке» старший научный сотрудник Музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге Георгий Галли. – Ее создавли на пожертвования любителей авиации как раз к столетию ВВС. Строили самолет по старым чертежам (главным образом, по подшивке журналов «Motorwagen» за 1910 год). Он создан из тех же материалов – ясеня и сосны. Единственное, что в нем нового – это автомобильный двигатель «Suzuki». Машина проста в управлении, но в небо ее сегодня поднять не рискуют: самолет очень неустойчив. Впрочем, и на земле «Фарман» вызывает интерес. Хрупкую на вид конструкцию, напоминающую воздушного змея, облепили любители авиации всех возрастов.

– «МИГи» и «СУшки» – это привычное, а  эта штука – действительно, необычный самолет, – выражает общее восхищение студент Андрей Ушаков.             

11.50 Пока в небе демонстрируют высший пилотаж летчики на ретросамолетах, их коллеги, пилотирующие реактивные истребители, скучают на земле. Спецкору «Вечерки» удалось побеседовать с итальянским летчиком из знаменитой пилотажной группы «Фречче триколлори».

– Мы пока готовимся к вылету, – рассказал «Вечерке» капитан итальянских ВВС Стефано Чинтьони. – Будем показывать свою фирменную программу, которую демонстрируем уже пятьдесят лет. В построении будет десять самолетов: девять ведомых и один ведущий. Нашей визитной карточкой станет маневр «бомба» – по сигналу все машины расходятся в разные стороны. Главная сложность – не столкнуться с соседом. Но ваши летчики из «Стрижей» и «Русских витязей» показывают еще более крутые вещи – я в восторге от их пилотажа на «СУ-27» и «Миг-29»!

По словам Стефано, итальянских летчиков обучают истории ВВС России, так как опыт боевого применения наших самолетов обширен, а отечественные истребители итальянские асы считают одними из лучших в мире.                   

11.15 В небе над Жуковским – воздушный бой двух трипланов «Фоккер». Трехкрылые машины стремительно маневрируют, пытаясь зайти в хвост друг другу. В полном разгаре шоу «Легенды мировой авиации». К взлету готовятся самолеты времен Второй мировой войны, 30-х годов и послевоенного времени (всего – 22 машины).

– Все эти самолеты полностью исправны. Если установить на них штатное вооружение, они могут еще повоевать, – рассказал техник Валентин, обслуживающий ретросамолеты. – Главным образом, их брали из музеев и из фондов ДОСААФ. Есть и настоящие раритеты. Вот посмотрите: взлетает истребитель «ДИТ» – в России он сохранился в единственном экземпляре. На подобном биплане воевал Василий Сталин.

Пока диковинная машина нарезает в небе круги, большая часть зрителей осматривает выставку, на которой представлено большинство самолетов и вертолетов, состоящих на вооружении российских ВВС: от учебно-боевого истребителя «ЯК-130» до стратегического бомбардировщика «ТУ-160».           

10.59 В небе над Жуковским - парашютисты с флагами России, Вооруженных сил и ВВС. Они символично открывают сегодняшнее шоу. Корреспондент "Вечерней Москвы" наблюдает за красивым зрелищем их очереди у входа на территорию аэродрома, где находится порядка 2-5 тысяч человек, которые еще не успели пройти через металлоискатели и билетный контроль. Поэтому многие начали съемки шоу прямо из толпы.

10.10 - Возможно, что праздник закончится в два часа дня вместо запланированных семи, - огорошил журналистов на пресс-конференции главнокомандующий ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев. - Ожидается нелетная погода, поэтому часть выступлений придется отменить.

Однако посетители хоть и расстроены, но уходить явно не собираются. А от непогоды многие захватили зонты и плащи.

9.30. Судя по количеству проданных билетов (27 тысяч) и десятком тысяч пригласительных, в Жуковском ожидается аншлаг. Это видно уже на Казанском вокзале, откуда до платформы "Отдых" отходят электрички. Чтобы справиться с наплывом зрителей, ОАО "РЖД" организовало у платформ пригородных поездов мобильные кассы по продаже билетов. Но, все равно, очереди огромные. Битком забит даже поезд повышенной комфортности "Спутник". На платформе "Отдых" организована отправка прибывающих зрителей до аэродрома на автобусах, которые отправляются каждые две минуты.

Судя по всему, не всем желающим удалось приобрести билеты - уже на проходной летно-исследовательского центра десятки людей задают вопрос: "Лишнего билетика не найдется?"

Читайте также

Сценарий празднования 100-летия ВВС в Жуковском

В грандиозном авиашоу примут участие все роды авиации российских Вооруженных сил, выступят именитые зарубежные пилотажные группы, продемонстрируют свое мастерство летчики на турбовинтовых истребителях времен Великой Отечественной войны (читайте далее…)

Владимир Путин: История ВВС - пример настоящего мужества и гениальных технических прорывов

Президент России посетил авиашоу в Жуковском и понаблюдал за полетами как раритетных самолетов, так и самых современных, в том числе пятого поколения (читайте далее…)

12 августа в Жуковском покажут авиашоу

Мероприятие в подмосковном Жуковском посвящено столетнему юбилею ВВС РФ. Планируется, что в воскересенье пройдет сразу два показа: «Легенды мировой авиации» с участием восстановленных самолетов времен Первой и Второй мировой войны и показа«Общее небо» с участием современной техники» (читайте далее…)

В праздничных мероприятиях по случаю 100-й годовщины Военно-воздушных сил принимали участие более 150 боевых самолетов и вертолетов.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2