Воскресенье 27 мая, 02:05
Ясно + 12°
В том, что дети преданно любят фастфуд, виноваты мы. А кто еще приучает их к нему?

Виктор Тутельян: Перестаньте вкладывать деньги в нездоровье собственных детей

Фото: PHOTOXPRESS
Дискуссия на тему детского питания вообще и школьного — в частности, продолжается и, что понятно, заостряется перед новым учебным годом.

Минувшей весной родители были возмущены меню для детей в детских образовательных учреждениях (ДОУ), и ныне их опасения — все те же: насколько актуально, скажем, в XXI веке возвращение к «допотопной» гречке?

О питании детей и о том, почему эта тема так важна, рассказал «Вечерке» директор НИИ питания РАМН, академик РАМН Виктор Тутельян.

Виктор Александрович, давайте определимся — вы за перемены в школьном питании или против?

Однозначно — за перемены в лучшую сторону. Они необходимы. И наступают наконец.

Некоторая абсурдность ситуации в том, что мы, как правило, ругаем правительство за медлительность, какие-то промахи.

Но на этот раз именно власти делают все возможное для того, чтобы наладить именно правильное, здоровое питание детей. А общество — «тормозит». Была допущена одна ошибка: чтобы все новшества были обществом приняты, нужно было его подготовить. А этого сделано не было. Отсюда сопротивление и непонимание.

То есть, если я правильно поняла, власти хотят, чтобы дети питались правильно, а мы, родители, не хотим? Мы что, своим детям — настоящие враги?

В каком-то смысле. Поясню.

Пищевые пристрастия воспитываются с детства и относятся к числу наших самых консервативных привычек. Лучший борщ кто готовит? Мама. Даже если она готовит его с точки зрения диетологии неправильно, например делает его очень жирным, или потчует жареными до хрустящей корочки продуктами — все равно ее готовка будет лучшей. Семьи порой рушатся из-за того, что жена готовит не так, как мама! Или другой пример: вводят малышу прикорм. Он, на вкус взрослого человека, пресный. Так мы его присолим! На кашке детской написано: «Готовить на воде». Но какая бабушка своему внуку любимому на воде ее будет варить? Она «для вкуса» и молочка пожирнеее добавит, и сахарку насыплет, и масла положит с избытком. А сколько при этом холестерина ненужного попадает в организм? А ребенок не дурак, он после этого еду без сахара и на воде есть откажется. И прикорм без соли выплюнет.

По-вашему, это родители формируют у детей неправильный вкус?

Неправильную, нездоровую культуру питания. Ребенок растет, а мы закрепляем это.

И промышленность наша в этом помогает: сладенькое и вкусненькое продается с «завлекалочками», игрушками, отвечает трендам времени.

И мы покупаем, покупаем, покупаем. В итоге на первом-втором году жизни у части детей избыточная масса тела. А мы умиляемся пухлым щечкам. Не думая, к каким последствиям лишний вес приводит. Это безнравственность и патология — то, что мы вкладываем деньги, которые с таким трудом зарабатываем, в нездоровье собственных детей! Во имя сохранения здоровья надо переломить то, что заложили родители и общество.

Что, получается, в данной ситуации выигрывают менее обеспеченные люди. Те, кто вынужден кормить ребенка, как встарь?

Здоровое питание — наука и очень сложная, и простая.

И деньги в этой истории вовсе не решающая величина. Относительно продуктов — ерунда.

Так рассуждают жертвы рекламы и лженауки, той, в которой коммерческие интересы важнее здоровья людей. Нам для полноценной жизни нужны белки, аминокислоты, определенные жиры, 12 витаминов, десяток микроэлементов, минеральных веществ, ряд биологически активных веществ.

Из чего мы их получим — совершенно не имеет значения.

Можно быть богатым и больным. А можно быть умеренно бедным и здоровым. Молодые люди, разъезжающие на дорогих авто, часто с трудом умещают пузо под рулем. Но ведь они едят не абы что, а в дорогих ресторанах. Знаете, чем мы, помимо прочего, отличаемся от Европы и США?

Нет. Но там тоже страдают от ожирения.

Верно. Но там чем выше образовательный уровень, тем меньше лиц с избыточной массой тела и ожирением. А у нас чем выше статус, тем живот больше. Так что дело не в деньгах, а в голове. И ее придется включать всем. Слишком ситуация у нас тяжелая. Всемирная организация здравоохранения кричит в голос — здоровье детей под угрозой, и неправильное питание — одна из основных причин этого. В том году приняли важнейший документ — Московскую декларацию о профилактике неинфекционных заболеваний. Цифры по росту сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, заболеваний легких, диабета — устрашающие, показатели растут в разы. А откуда берется эта беда? В том числе и из тарелки. Этот вывод нужно принять как аксиому. Мы все вроде бы слышали про это, а ничто не меняется. В голове у родителей не меняется, понимаете?

В еде ли дело? Наши предки ели щи да кашу, радость нашу. Вряд ли это идеальное питание. Но почему проблемы возникли у нас, более «продвинутых»?

Они ели довольно много, но простую пищу. И их организмы получали все необходимые нутриенты из съедаемого объема.

При этом они много работали физически, двигались, не находились в такой жесткой конфронтации с природой, в которой сейчас находимся мы. Потребность человека в пище как источнике энергии за последние 30 лет уменьшилась примерно на треть. Прогресс снял с нас массу нагрузок. Но потребность в витаминах и других биологически активных веществах осталась почти прежней. Уменьшая количество пищи, мы обрекаем себя на витаминный голод. У нас у 50–60 процентов дошколят в рационе не хватает витаминов группы В, у 20 — А, у половины — железа, у 90 процентов — кальция.

Альтернатива? Глотать витамины?

Да. Конечно, в разумном количестве, а не в таком, как их пьют американцы. И рацион должен быть продуманным.

Ведь практически для любого пищевого продукта существует его обогащенный витаминами и минеральными веществами аналог.

Но почему вокруг темы питания в ДОУ разгорелась такая «буча»? Вы же не предлагаете ничего такого…

 Составлен список из сотен продуктов и блюд, сочетая которые, можно составлять полноценное во всех смыслах меню для детей. Но приготовленная из этих продуктов еда не всегда ребенку привычна. Он не ест морскую капусту, а в ней — йод. Он капризничает. Он любит кашу бабушки, потому что она слаще. Поэтому он сопротивляется, в том числе тому питанию, которое хотят внедрить в детсадах и в школе. А сопротивление ребенка вызывает понятный гнев родителей.

Надо было действовать мягче — активнее обсуждать тему, в том числе в СМИ, привлекать родителей, придумывать что-то и дегустировать вместе. Но беда и в том, что у нас любой, кто ест, считает себя специалистом в этой области. И тезисы «мамы лучше знают» и «бабушкам виднее» сломать трудно.

Вот почему менять систему заложенных неправильных представлений о питании решили со школ. Переучивать детей легче в коллективе. Это трудно, но возможно. В идеале ребенок должен сам сказать обожающей его маме — нет, я не буду эту конфету и это жирное печенье. Поняв это головой!

Кстати, а как вы относитесь к тому, что московское правительство в этом году сняло значок «Не содержит ГМО»?

Отлично отношусь! Правильно сделали. Ведь этот значок часто ставили на те продукты, где ГМО по определению быть не может. Это все равно что на конфете написать: «Не содержит чеснока». А деньги с нас за это брали.

Вернусь к теме питания детей. Скажите, а не боятся ли директора школ дополнительной ответственности, которая неминуемо ляжет на них, если в школы вернутся кухни, готовка?

Ну, возможно, кто-то и опасается этого. Но на чашах весов — здоровье детей и лишние хлопоты. Что должно перевесить? Для меня это не вопрос.

Тема «бурлит», потому что задеты интересы многих сторон — производители продуктов лоббируют свои интересы, а кто-то себе на теме политический багаж зарабатывает. Родители же просто многого не понимают. Пока можно любые карты противников нововведений крыть козырями: у 5 процентов пятилетних детей — ожирение, а число детей с избыточной массой в 2–3 раза больше. Страшными темпами растут показатели по диабету среди детей. Это не звоночки, это звон в колокола.

Может, сформулируете первостепенные задачи для родителей?

Любите ребенка — берегите его. Еще раз — не вкладывайте деньги в его нездоровье! Снизьте в пище количество сахара и соли, животных жиров, откажитесь от пряностей, возбуждающих аппетит. Нет продуктов плохих, есть лишь, извините, привычка обжираться.

Нам и детям в первую очередь необходима мотивация на здоровый образ жизни, на здоровое питание.

СПРАВКА

Виктор Александрович Тутельян — известный в стране и за рубежом ученый в области науки о питании, академик Российской АМН, заслуженный деятель науки, лауреат премии правительства РФ, автор концепции оптимального питания.

 

Кормить школьников нужно полезной пищей, а не исходя из принципа экономии средств

 В наступающем учебном году московских школьников будут кормить по-другому — город переходит на новую схему организации торгов по детскому питанию. Отныне госзаказ будут размещать не в виде электронных аукционов, а в форме конкурсов. Аукцион давал оценку лишь по одному показателю — цене: выяснялось, кто готов кормить детей за меньшие деньги, естественно, при соблюдении основных правил и норм питания. При конкурсном подходе учитываются иные критерии — в первую очередь качество. Рассмотрением заявки займется экспертная комиссия с участием родителей и специалистов по детскому питанию. Председатель общественного совета школ Москвы по школьному питанию, ректор Московского института технологии и управления им. К. Разумовского Валентина Иванова рассказала «ВМ»: «Подход к новому меню был очень серьезный: точнейшим образом высчитан баланс белков, жиров, углеводов и баланс витаминов.  Ну и организация конкурсов очень важна. Сейчас школьным питанием в столице занимаются 10 компаний, но ведь участвовать в конкурсе могут представители и других регионов».

Кроме того, вскоре — через два-три года — должны появиться специалисты индустрии массового питания. Их станут готовить институты и колледжи столицы. «Мы получили заказ на обучение специалистов для индустрии массового питания, — говорит Валентина Иванова. — Надеемся, что в этот процесс удастся вовлечь и представителей бизнеса».

 

Последствия нарушений питания в раннем возрасте

● Нарушение физического и нервно-психического развития

● Иммунодефициты

● Функциональные нарушения и болезни желудочно-кишечного тракта, в том числе гастриты, гастродуодениты и колиты

● Болезни обмена веществ: сахарный диабет, ожирение, гипертония

● Частые ОРВИ, бронхиты, бронхиальная астма

● Сердечно-сосудистые заболевания

● Снижение ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года

 

Холодные макароны аппетит ни у кого не возбуждают

Катя Евстигнеева, 9-й класс, школа № 1250

Если кто-то скажет мне, что в школьных столовых кормят разнообразно и вкусно, по-доброму тому позавидую. Видимо, мне с питанием в альма-матер не везет. В прошлом учебном году наш классный руководитель предложил всем желающим заказывать горячие завтраки. Мне подумалось: «Почему бы и нет? Есть днем хочется. А стоять в очереди в буфет не хочется. Буду питаться коллективно».

Действительность разочаровала очень быстро. Изо дня в день еда оказывалась невкусной и холодной. Или, точнее, холодной, а потому невкусной.

Это касалось в первую очередь чая или кофе. Работники столовой наливали их до начала перемены. Видимо, так им было удобнее. А потому нет ничего удивительного в том, что назвать чай и кофе горячими напитками было нельзя. Кроме того, в них клали столько сахара, что просто зубы сводило.

Теперь о самом завтраке. Макароны с сыром, рыба с картошкой, омлет, сосиска с горошком… Все это по какому-то, видимо, злому умыслу тоже оказывалось холодным.

И, естественно, не возбуждало аппетита. В итоге сейчас из всего класса только четверо продолжают оплачивать завтраки, остальные от них отказались.

Сначала я думала, что буду иногда покупать обеды или завтраки. Но это тоже оказалось непросто. Если прийти после второго или третьего урока, еще что-то — пирожки, пиццу, салат — можно успеть купить.

После четвертого урока и дальше — нет. Все заканчивается.

Из напитков остается Nestea, а из еды — шоколадки, сладкая кукуруза, вафли. Одним словом, только очень «полезные» продукты. Первые три дня покупаешь и ешь их с восторгом, потом еще дня три-четыре — скорее по привычке, чем с удовольствием. А затем глаза на них смотреть перестают. И желания утолять ими голод пропадает.

Такое чувство, что питание в столовых становится только хуже и хуже. Может, стоит вернуть в учебные заведения нормальные плиты, нанять поваров, которые бы готовили ученикам салаты, вкусные запеканки и нормальные горячие обеды? Неужели сложно наладить такой простой процесс, как вкусное питание в школе?

 

Обед по правилам и без: когда вкусно, тогда не капризничают

Нина Куликова, директор Центра образования №1479

Весь минувший учебный год проходил у нас в школьной столовой под девизом «Мы в поиске».

В предыдущем учебном году в центре образования работали свои повара, и они готовили завтраки и обеды, поскольку мы имели хорошо оборудованную столовую-доготовочную. Пирожки, булочки, пиццу и кое-что еще мы могли сделать сами.

Но в основном приходилось кормить учеников практически готовыми блюдами, которые привозили комбинаты питания.

Многое из меню не нравилось школьникам. Это можно оценить по тому, сколько еды они оставляли. Котлеты невкусные, гарниры однообразные.

Супы — вообще вне критики.

Как-то меня вместе с несколькими директорами московских школ возили на комбинат питания, который потом поставлял еду в школьные столовые. Они предлагали суп, срок годности которого несколько дней. Не часов, как раньше, а дней! То есть если его в пятницу привезли, до понедельника он должен быть съедобен. Разве таким может быть вкусный и полезный суп?! Еще нам рассказали, что при разогревании его нельзя доводить до кипения. Нужно — до 90 градусов.

Как повар, поставив кастрюлю на плиту, будет контролировать температуру? Ответа на этот вопрос мы не получили.

Еще нам предлагали установить в школе автоматы «для улучшения организации питания учащихся». Я решила посоветоваться с родителями учеников. И услышала — «нет».

Ведь что может быть в таких автоматах? Сладкая вода, шоколад, вафли...

Купив их, ребенок не захочет есть суп. То же самое относится и к буфетам: перехватив булку с чаем, ученик не станет покупать нормальное питание в столовой.

Так что к вопросу организации буфетов в школах нужно относиться осторожно. В минувшем году нам удавалось в школьном меню совмещать блюда собственного приготовления и привозные. И мы изучали спрос учеников и предложение комбинатов. Все должно решаться в пользу детей.

 

За границей ценят молоко и овощи 

«Вечерка» дозвонилась до американского диетолога и завхоза болгарской школы и сравнила их «показания».

 Тревис Флауэрс, диетолог клиники SAN-ANTONIO, Техас

Тема действительно важная, поэтому я не удивляюсь вашему интересу. У нас в Соединенных Штатах до недавнего времени с этим были огромные проблемы. Школа не место для политики customer friendly, а у нас долгое время считали иначе.

Пичкали детей чипсами, гамбургерами, пиццей. В них огромное количество калорий, их и взрослым-то — чересчур, а у детей это откладывалось в виде лишнего веса. Как результат: больше трети американцев страдают ожирением.

А нужны овощи, злаковые. Обязательно молоко — вообще это главный продукт школьной диеты. И как можно меньше мучного. Пицца и бургеры из столовых должны быть изгнаны.

И хот-доги. Вы не хотите знать, из чего делаются эти сосиски!  

Павел Красев, завхоз Среднего училища искусств имени Добри Христова 

У нас к школьному питанию отношение трепетное, поэтому по здоровью детей мы занимаем первые места в Европе. Мы используем только натуральные продукты, овощи, никаких полуфабрикатов.

В том, что дети преданно любят фастфуд, виноваты мы. А кто еще приучает их к нему?

Новости СМИ2

Новости Финам

Новости партнеров

Новости СМИ2

Новости партнеров