Пятница 22 июня, 20:06
Ясно + 28°
Почвенные грибы - один из источников метана в атмосфере

Грибы оказались одним из источников атмосферного метана - экологи

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
Группа экологов из Германии выяснила, что грибы производят атмосферный метан.

Одним из источников природного метана в атмосфере оказались почвенные грибы. Они производят молекулы метана, расщепляя аминокислоту метионин, заявили ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Метан – один из основных парниковых газов. Он в 25 раз сильнее воздействует на климат, чем углекислый газ. Основной источник метана в земной атмосфере - живая природа. Однако его концентрация повысилась примерно в три раза с начала индустриализации. В августе американские химики случайно обнаружили, что одним из крупнейших «доноров» метана являются океанические бактерии, преобразующие останки своих сородичей в парниковый газ.

Группа экологов под руководством Катарины Ленхарт (Katharina Lenhart) из Института химии Общества Макса Планка в Майнце (Германия) изучает природные компоненты метанового «бюджета» планеты уже несколько лет. Согласно исследованиям экологов, практически все растения выделяют молекулы метана в атмосферу. Раньше это считалось возможным только при отсутствии кислорода и в присутствии бактерий-метаногенов.

В новой работе Ленхарт и ее коллеги проверили, существует ли аналогичный феномен среди грибов. Собрав восемь представителей отдела базидиомицетов, в который входит большинство «лесных» грибов. Сюда вошли вешенки, трутовики, а также ложноопенки и грибы шиитаке, выращиваемые в Японии и Китае.

Авторы статьи высаживали каждый вид гриба в замкнутые сосуды и наблюдали за изменениями в химическом составе атмосферы в этой среде. Грибницу, питательные вещества и почву предварительно очистили от бактерий и других микробов, способных перерабатывать органику в метан и выделять его в окружающую среду.

Исследования показали, что большинство видов базидиомицетов выделяли метан, объем которого зависел от скорости обмена веществ в клетках грибов и индивидуальных различий в их метаболизме. Затем биологи попытались найти источник метана. Для этого они «кормили» грибы различными органическими соединениями - глюкозой и аминокислотами, в состав которых были включены атомы «тяжелого» углерода-13.

Грибы произвели наибольшее количество метана из молекул аминокислоты метионина. Это позволило предположить, что это же вещество в растительных и животных останках, которыми питаются лесные грибы, является основным источником метана, который они вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности, сообщает РИА Новости.

«По нашим расчетам, объем метана, который грибы выбрасывают в атмосферу, остается очень небольшим. Поэтому их «вклад» в глобальное зменение климата можно отнести к категории малозначимых», - делает вывод один участников исследования Франк Кепплер (Frank Keppler) из Института химии Общества Макса Планка в Майнце.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости