Воскресенье 24 июня, 21:06
Дождь + 18°
Вступительные экзамены, считают эксперты, позволят узнать реальный уровень образования абитуриента. Ведь иногда «счастливые владельцы» 100 баллов по ЕГЭ только притворяются отличниками.

Вступительные экзамены возвращаются в вузы

Фото: РИА "Новости"
Глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов сообщил, что считает возможным введение дополнительных вступительных экзаменов при поступлении в вузы.

14:34 4 сентября 2012

Виктор Панин - руководитель федеральных и социальных проектов, заместитель председателя Комитета Всероссийского Общества защиты прав потребителей образовательных услуг.

Эти испытания будут учитываться при поступлении, помимо результатов ЕГЭ.

Зачастую преподаватель в вузе видит своего ученика уже на лекциях. Поступление в вуз сведено к формальному и, почти, автоматическому процессу. Есть энное количество баллов, абитуриент считается студентом. Однако, его реальный уровень образования, его знания – тайна за семью печатями.

Возможность введения дополнительных вступительных испытаний оговаривается и в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», опубликованного на сайте Минобрнауки. Уже два года длится обсуждение этого законопроекта. Через месяц он будет представлен Госдуме, на первое чтение. Уже в 2013 году закон может быть принят.

Большинство экспертов высказываются за введение дополнительных испытаний, ссылаясь на то, что ЕГЭ не всегда объективно демонстрирует уровень знаний абитуриента. Впрочем, есть несколько моментов, которые волнуют вузы. В соответствии с обсуждаемым законопроектом «перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Например, при поступлении в вуз дополнительным условием приема является сдача экзамена по математике. Такой экзамен может отпугнуть часть абитуриентов. Вот если бы вместо нее можно было сдать историю, если, конечно, такая замена не является принципиальной. В любом случае, вузы хотели бы сами устанавливать перечень дисциплин, по которым абитуриенты обязаны проходить испытания.

Также беспокоит экспертов и то, что сложившаяся сейчас двоякая ситуация – в одних вузах есть дополнительные испытания, в других нет – несправедлива. Так, в вуз с дополнительными вступительными экзамены приходит поступать меньше абитуриентов, чем в тот, где подобных испытаний нет. Таким образом, получается, что вводить вступительные экзамены нужно сразу во всех вузах.

Дополнительные экзамены при поступлении и сейчас существуют в некоторых заведениях. Причем, не обязательно в тех, где обучают творческим профессиям, где дополнительный экзамен никто и не отменял. Так, МГУ, МГИМО проводят такие испытания для будущих студентов.

Россия уверено двигается в сторону западной модели образования. Ведь зачастую за границей абитуриент, сдавая подобие ЕГЭ, всего лишь получает некий балл, позволяющий ему подать документы в высшее учебное заведение и пройти дополнительные испытания в вузе. В сторону заграницы движется и материальная часть образования. Так, департамент образования столицы в этом году проводит конкурс, победители которого получат грант от правительства города на создание электронных учебников. Всего правительство столицы в этом году предоставляет 20 грантов по 5 миллионов рублей каждый. На участие в конкурсе поданы 88 заявок от 24 организаций. Сейчас представленные электронные учебники проходят многоступенчатую экспертизу.

КСТАТИ

В Англии экзамены за курс обязательного обучения сдаются централизованно. Для поступления в вуз необходимо пройти специальное двухлетнее обучение и сдать экзамены повышенного уровня. Эти экзамены разрабатываются и проводятся специальными независимыми организациями. Министерство образования дает рекомендации по содержанию программы. Большинство вузов страны требуют успешной сдачи экзаменов по 2-3 экзаменам повышенного уровня. В США функционирует одна из самых сложных систем отбора в колледжи и вузы. Там нет единых программ обучения и национальных экзаменов. Измерителем содержания образования выпускников старшей средней школы является количество изученных курсов, ориентированных на подготовку в университет. Самые распространенные экзамены в США, которые могут учитываться при поступлении в вузы – это тесты SAT (Scholastic Achievement Test) и ACT (American College Testing). Наиболее престижные вузы страны требуют сдачи профильных тестов по предметам. Во Франции для поступления необходимо завершить обучение в академическом лицее и получить диплом бакалавра. Наиболее престижные университеты и некоторые факультеты обычных университетов требует сдачи дополнительных экзаменов. В Японии абитуриент проходит два тура испытаний. Первый – централизованный, сдается почти за полгода до поступления в вуз. Это – обязательный для поступления во все государственные вузы экзамен. Это – тестирование по 12 предметам. Второй тур проводится университетами. Эти экзамены сложнее национальных и разрабатываются специалистами вузов.

Алексей Свищев, декан факультета прикладной экономики и коммерции МГИМО:

- Было бы замечательно, если бы вступительные экзамены в вузы вернули. Потому что до сих пор проблема коррупции не была решена. Она попросту сместилась на уровень ниже – в школы. По результатам ЕГЭ практически ничего невозможно сказать об абитуриенте и его уровне знаний. В нашем вузе вступительные экзамены введены приказом МИД. Это сделано потому, что мы являемся подведомственным вузом. Вступительные экзамены наши абитуриенты сдают исключительно по иностранным языкам.

Игорь Звонов, замдекана факультета психологии Российского Нового Университета:

- А почему бы и нет? Дополнительные вступительные экзамены практикуются, скажем, в МГУ. С учетом того, что показатель ЕГЭ, например, у выпускников школ на юге России, сами знаете. Приходит абитуриент, у него 100 баллов по математике, русскому и литературе, а он по-русски писать не умеет. По личному опыту приема, могу сказать, что если у ребенка ЕГЭ реальный, то никакие вступительные экзамены или собеседования ему не страшны. Волнительны, конечно. С другой стороны, при личном собеседовании ребенок может показать какие-то свои дополнительные качества, которые ЕГЭ не раскрывает.

Алексей Сурин, декан факультета государственного управления МГУ:

- Я считаю, что возвращение вступительных экзаменов – единственный путь, при котором те, кто дает образование смогут работать и дальше. ЕГЭ абсолютно не решило всех тех вопросов, которые призвано было решить. Произошло всего лишь смещение коррупционной составляющей. Я сталкивался по личному опыту, те ребята, у которых результат ЕГЭ выше 90 – для меня сомнительны. Мне кажется, чем выше балл ЕГЭ, тем ниже знания. Сейчас даже появилась профессия, когда студенты 1-2 курса идут вместо школьников сдавать ЕГЭ, зарабатывают на этом! Время, конечно, упущено, но вернуть вступительные экзамены правильно. В МГУ есть такая практика – проведения вступительных экзаменов. У нас таких экзаменов 2-3.

Вступительные экзамены, считают эксперты, позволят узнать реальный уровень образования абитуриента. Ведь иногда «счастливые владельцы» 100 баллов по ЕГЭ только притворяются отличниками.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2