Понедельник 25 июня, 14:06
Слегка Облачно + 21°
Джеймс Паттерсон на фоне плаката, рекламирующего очередной роман, вышедший из-под его пера. Доход писателя за прошлый год составил 94 миллиона долларов

Что громче: шелест книжных листов или шуршание купюр

Фото: WWW.FORBES.RU
Только что закончилась книжная ярмарка, в преддверии которой журнал Forbes огласил список самых высокооплачиваемых писателей.
Что громче: шелест книжных листов или шуршание купюр

Первое место в нем занял американец Джеймс Паттерсон, автор триллеров про маньяков. Его доход за 2011 год составил 94 миллиона долларов. Российских авторов в списке Forbes нет.

Мы решили разобраться, как американцам удается зарабатывать такие бешеные деньги и почему русские не могут написать мировой бестселлер.

Доходы писателей зависят от читателей. К сожалению, Россия утратила статус самой читающей страны мира. Книги у нас издаются скромными тиражами и плохо раскупаются.

Аудитория англоязычных писателей — это США, Англия, Канада, Австралия плюс страны, в которых они переводятся, то есть практически весь мир.

— На рынке мировой художественной литературы доминируют англосаксонские авторы, — рассказывает Дмитрий Глуховский, автор романа «Метро 2033». — Сегодня США являются самой читающей страной. Это видно по объемам продаж книг. Успешные американские авторы гарантированно получают читателей и в других странах. А русские писатели пишут для русских. В Америке их литература никому не нужна.

Генеральный директор издательства «Захаров» Ирина Богат рассказывает, что в западном книжном бизнесе вращаются гигантские деньги. Издавать книги там выгодно: — Когда гитарист группы The Rolling Stones Кейт Ричардс написал мемуары, ему заплатили гонорар семь миллионов долларов, и эту сумму издатели вернули в первый же день продажи электронной версии книги.

У нас ситуация с продажей книг плачевная. И продаются они все хуже — читатели предпочитают заниматься пиратством и бесплатно скачивать книги из Интернета.

— Наши читатели — малочисленные и неблагодарные, — сетует литературный критик Александр Гаврилов. — Купить книжку для них не повод высказать благодарность писателю, а мучительное действие.

А вот украсть книжку — в порядке вещей. Мы сами загоняем наших писателей в нищенское существование... Любопытно, что в русской традиции к написанию книг никогда не относились как к бизнесу. И думать писателю о бешеных деньгах считалось как бы «не к лицу».

— Писатель, с точки зрения русского человека, должен быть нищ, терпеть лишения, страдать и тем самым приближаться к истине, — говорит Дмитрий Глуховский. — Поэтому непонятно, насколько почетно для наших авторов было бы войти в список Forbes.

Отметим, что имя Джеймса Паттерсона, возглавляющего список писателей-олигархов, не так хорошо известно в нашей стране, хотя книги его переведены. Он пишет криминальные романы про маньяков и отличается удивительной плодовитостью — за последний год выдал на-гора 11 книг! — Об этом писателе лучше всего говорить в экономических категориях, — рассказывает критик Александр Гаврилов. — Его можно сравнить с нашей Дарьей Донцовой. Только он еще более энергичный и шустрый.

Самым успешным российским писателем на западе является Борис Акунин. Тиражи его книг достигают полумиллиона экземпляров за один роман. Но даже «папа» сыщика Эраста Фандорина не может тягаться с американцами. Их многомиллионные доходы складываются не только из огромных тиражей книг, но и из денег, которые приносят экранизации произведений и компьютерные игры, которые по ним создаются.

— По моим книгам тоже делают компьютерные игры, мои романы переведены на 35 языков, я работаю с хорошими литагентами, которые занимаются продвижением моих произведений, но все это меня не озолотило, — признается Дмитрий Глуховский.

Стоит ли русским писателям комплексовать из-за того, что они не могут написать мировой бестселлер? Не стоит, убеждены критики и культурологи. Лучше оставаться в лоне традиции Толстого и Достоевского, которые пророчествовали, учили, впадали в ересь, боролись с бесами, мечтали о совершенстве мира и человека.

— Россия никогда не соревновалась с Америкой в области беллетристики, которая упоминается в списке Forbes, — говорит писатель Дмитрий Быков. — Россия всегда была сильна в романе идей, в документальной прозе и в поэзии, которая была достоянием небольшой группы читателей. Для нас литература сама себе награда.

В общем, отложим в сторону список Forbes. Эта история не про нас. Не можем написать мировой бестселлер — ну и слава богу. И пусть читателей будет немного, но они будут настоящими ценителями слова.

— Бестселлеры чаще всего — это дешевка, — говорит культуролог Владимир Микушевич. — Иногда случалось, что и великие произведения становились массовым чтением, но это исключение из правила.

Назвать «Войну и мир» бестселлером язык не поворачивается. А много ли людей осилили «Улисс» Джойса? Говорят, что современная русская литература измельчала. Наверное, это правда. Почему это произошло? Потому что все бросились писать бестселлеры.

И ничего не вышло! Я сам предпочитаю перечитывать классику. И все же есть надежда, что где-то в глубинке России пишется новая прекрасная книга, о которой когда-нибудь узнают все.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2