Среда 20 июня, 20:06
Ясно + 21°
 Кшиштоф Занусси

Кшиштоф Занусси: Я против вредного феминизма…

Фото: Лариса Камышева, специально для "Вечерней Москвы"
В воскресенье,16 сентября, в ЦДРИ состоится творческий вечер режиссера Кшиштофа Занусси

Творчество пана Кшиштофа широко известно не только в его родной Польше, но и за рубежом. Он автор ряда полнометражных, документальных и телевизионных фильмов, нескольких сборников телекино-сценариев, книг. Занусси - художественный руководитель творческого объединения «ТОР», лауреат «Премио Давид Эуропео» (Италия), лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Режиссер», обладатель специального и главного приза Венецианского кинофестиваля, кавалер Ордена князя Ярослава Мудрого V степени. А еще - успешный театральный режиссер - спектакли и оперы в его постановке успешно идут в Польше, Германии, Италии, Франции, Швейцарии и России.

Занусси слушать всегда очень интересно. А на вечере он поделится секретами мастерства, расскажет о своей жизни и творчестве, ответит на вопросы. В программе вечера ретроспективные показы фильмов, стихи и проза, песни и музыка в исполнении учеников и коллег пана Занусси по кинематографическому и театральному цехам. Среди них, кстати, и директор Театра на Таганке Валерий Золотухин - он сыграл главные роли в последних московских постановках Занусси «Все мои сыновья» и «Король умирает».

Накануне своего вечера в ЦДРИ Кшиштоф Занусси ответил на вопросы корреспондента «Вечерки».

- Пан Кшиштоф, откуда вы так хорошо знаете русский язык?

- Еще со школы. Правда, мое поколение считало очень непатриотичным иметь хорошую оценку по русскому языку... Потому что были недружественные чувства по отношению к стране, которая к нам въехала на танках. А мне отец объяснил, что это глупость. И я отцу поверил. И он оказался прав. Так что иногда верьте родителям!

- Вам нравится Москва?

- Нравится ее динамика. Но это целая страна. Или республика. Или, может быть, королевство. Но с другой стороны, в городе трудно жить. Невозможное движение. Транспорт убивает. Такси в нормальном виде не функционирует. В гостиницах - просто смешные цены. Огромные проблемы. Это неудобное место для жизни. Я это очень сильно чувствую. В Москве можно добиться гигантской карьеры, но ежедневная жизнь – трудная.

- В Варшаве легче? 

- Гораздо легче. Хотя это тоже далеко от идеала.

- А где тогда ваш идеал жизни?

- В Париже. Там я имею свое жилье, для меня это очень близкий город. Очень часто бываю в Риме, в который я тоже влюблен. Мюнхен – мой любимый немецкий город. И Нью-Йорк – это все-таки сердце всего мира. Там все найдете. Там есть и Россия, и Франция и Китай. Все что хотите. И хотя там тоже бывает трудно, и город пугает своим размером, но есть в нем что-то увлекающее. Я прожил довольно долго в Нью-Йорке…

- В спектакле «Король говорит» по пьесе Ионеско, который вы поставили в Театре на Таганке, подняты серьезные. философские темы… Не боитесь, что зритель не поймет?

- Конечно, мы рискуем. Тем более что в Москве такое ускорение жизни, все гонятся за деньгами, за карьерой. А пьеса напоминает, что мы все смертны… Что нельзя достойно жить, если человек не задумается о смерти.

 Там, конечно есть уровень абсурда, который может развлекать. Но послание очень серьезное. Моралистическое. Оно напоминает, что без мысли о смерти жить нельзя просто. Это будет глупая жизнь животных, а не жизнь достойная развитого человека.

- Чем еще вы удивите зрителя?

 - Мной задумана новая картина, российско-польская копродукция. Это лента в защиту женщин от феминизма - шучу. Я сравниваю феминизм с холестерином. Холестерин бывает вредный и полезный. Так и феминизм. Я только против вредного…

СПРАВКА «ВМ»

Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года в Варшаве.Изучал физику в Варшавском университете и философию в Краковском университете. С 1958 года снимал любительские фильмы, получившие ряд премий. Поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы, которую окончил в 1966 году.

Дипломный фильм Занусси— «Смерть провинциала» (1966) — получил приз на МКФ в Венеции и главную премию на МКФ в Мангейме, 1967). Автор ряда документальных и телевизионных фильмов, в том числе «Лицом к лицу» (1967) и «Зачет» (1968). Первый полнометражный фильм — «Структура кристалла» (1969) сразу же определил место режиссёра в польском кино, закрепив за ним амплуа холодного рационалиста, бесстрастного исследователя нравов современной польской интеллигенции, склонного к постановке самых сложных экзистенциальных проблем. С начала 70-х годов Занусси активно снимает полнометражное и телевизионное кино. его фильмы отмечены рядом наград: «Семейная жизнь» - 1971, приз на МКФ в Чикаго), «Иллюминация» -1973, главная премия, призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри на МКФ в Локарно-73, «Спираль» - 1978, премия экуменического жюри в Канне-78, специальный приз на МКФ в Чикаго, «Константа» - 1980, приз за режиссуру на МКФ в Канне), «Императив» - 1982, приз на МКФ в Венеции) и др.

Автор нескольких сборников телекино-сценариев (частично совместно с Э. Жебровским), книг «Беседы о любительском кино» (1978) и «Пора умирать» (1997). Лауреат «Премио Давид Эуропео» (Италия) за творчество в целом. Наряду с работой в кино и на телевидении, поставил ряд театральных и оперных спектаклей в Польше, Германии, Италии, Франции, Швейцарии и России.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кшиштоф Занусси:

- Роль искусства — поиск правды и красоты. Это принцип, суть и единственная задача искусства. Необходимо, чтобы искусство принимало роль в развитии человека, это так. Гармонизировало хаос. По причине того, что человеку нужна помощь. Мы живём в условиях, в которых никогда и никто не жил

- Я до сих пор не видел на киноэкране полноценного русского героя, а без него национальное кино невозможно. И по телевидению я не видел такого героя —запоминающегося, мгновенно выхватываемого сознанием. Даже сериал такой не создан. А ведь крайне необходимо артикулировать менталитет нации, выразить его. Без этого национальный кинематограф существовать не может.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2