Вторник 19 июня, 09:06
Ясно + 21°

Cергей Бодров-младший: Неоконченный сценарий. Десять лет спустя

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
20 сентября 2002 года съемочная группа фильма «Связной» трагически погибла в Кармадонском ущелье.

Сергей Бодров-младший - культовая фигура своего поколения. Неординарный человек, артист, режиссер. сценарист. Это он стал Данилой Багровым в обоих «Братьях» Балабанова - роли, по которой в основном его знают и помнят. А ведь их было двенадцать. Дюжина. И первой стала работа у отца - Бодрова-старшего в «СЭРе» («Свобода - это рай»). Потом были  «Кавказский пленник», «Стрингер», «Брат», «Брат-2», «Сестры» и другие. Наконец, тот самый трагический «Связной» - о судьбе наркокурьера Кати - для него Бодров сам написал сценарий - как и для «Сестер».Его внезапный уход как бы стал водоразделом - закрыл собой эпоху страшных 90-х с бандитским беспределом и тотальной нищетой. На смену ей пришли нулевые - время накопления капитала, бизнес-проектов и оффшоров.

Время изменилось. Изменились и мы. А как бы работал Сергей, если бы остался с нами? Что бы играл? Что бы ставил? Что бы вел на ТВ?  Пофантазируем?

РОЛИ

Представить Бодрова в картинах модных режиссеров так называемой «новой волны» почему-то трудно.  В мрачных лентах Бакура Бакурадзе («Шультес») или Василия Сигарева («Волчок») практически невозможно. Он не настолько маргинален. Вряд ли бы появился он и у Бориса Хлебникова в «Свободном плавании». Растерянный «маленький человек» - это не про него. У Николая Хомерики Бодрову тоже вряд ли нашлось бы место даже среди бандитов, не говоря уже о ментах («Сказка про темноту»). Как и у Алексея Мизгирева («Конвой»). Не вижу его и у Валерии Гай-Германики - совсем не ее типаж. Смешно представить его и в «Фаусте» Сокурова.

Кто же в остатке? Пожалуй, Буслов с его «Бумером» - Бодров бы вписался в этот криминальный коллектив. Но это уже история кино. Прошедшее время. Как и первые ленты-притчи  Андрея Звягинцева, чьи герои чем-то близки бодровской психофизике. Возможно, он снялся бы у Ивана Вырыпаева («Эйфория»). Пожалуй, у Кирилла Серебренников - в его «Измене» обманутый муж в лице интеллигента Бодрова был бы органичен. Но все-таки  - тот же Балабанов. В его последней ленте «Я тоже хочу» в бандитском джипе местечко для Бодрова уж точно нашлось бы. Круг замкнулся. С Балабанова он начал - Балабановым бы и закончил.

ФИЛЬМЫ

О чем бы снимал Бодров-режиссер? Вряд ли о наркокурьерах, как в «Связном». Вряд ли о политике - он был человеком достаточно аполитичным.  Вот «Сестры» - это его тема. На стыке семейной и криминальной драмы (сам он рос без отца). Точно ему не интересны были бы страсти менеджеров среднего звена  в духе  "ДУХLESS". Может быть, ушел в экспериментальное кино - по следам Питера Гринуэя.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Какие бы вел шоу на ТВ? Ну уж точно. не «Барьеры» и «Вечера» в духе Владимира Соловьева.  Не дебаты в стиле Минаева. Не базарные перебранки а-ля Малахов или Ксения Собчак. Возможно, мог бы принять эстафету у Игоря Кваши в «Жди меня.» Или вести программу о кино на «Культуре.»  Словом. не просто торговать лицом и харизмой, но и радовать интеллектом - редким товаром на нашем ТВ. Еще не факт, что ему нашлось бы там место….

ГРУСТНЫЙ ИТОГ

Получается, места  Бодрову в культурном контексте сегодня практически нет. Как ни печально, но он сделал все, что мог. Он ушел вместе с эпохой 90-х, оставив о себе память как о ее загадочном символе, несущем одновременно и смерть,  и любовь...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Балабанов, режиссер:

- Он до такой степени искренний человек и естественный, что ему веришь. Ему вся страна поверила, и если бы фильм «Брат» был с другим артистом, это был бы не фильм «Брат».

Олег Меньшиков, актер:

- Он не стремился никому ничего доказывать. И в этом он был прекрасен. У него получалось то, что он делал, и прекрасно с этим справлялся. Он не нуждался в сиюминутной доказательности того, что он делает. Он делал то, что считает нужным.

Виктор Сухоруков, актер:

- Я всегда о нем говорил, он не умер. Нет могилы, нет креста, значит, и нет смерти. Он вышел из природы, он в нее и ушел.

Режис Варнье, режиссер:

-  Сергей Бодров был очаровательным, умным человеком. Но главным его качеством была честность. Я не могу представить себе, чтобы этот человек мог солгать. При этом в нем таилась двойственность. В глубине души он был романтиком - и очень большим романтиком. Он был перегружен русским романтизмом и мечтал о многом. В то же время им владела меланхолия, которую принято понимать как темное чувство. Впрочем, светлое в нем несомненно побеждало - у него был изумительно светлый взгляд. Противоречие не мешало ему быть оптимистом: он верил в перемены. В лучший мир. Он был полон энергии. Позицией Сергея было смотреть только вперед!

Сергей Сельянов, продюсер:

- У людей обычно два слоя, а у него второго нет. Зато есть третий слой – бездонный.

 

 

 

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Новости партнеров