Среда 20 июня, 14:06
Ясно + 22°
Константин Исааков

Состояние российского рынка туруслуг мне напоминает отечественное ТВ. И тут, и там – рынок, где потребителю предлагается вполне конкретный, годами отработанный ассортимент пользовательских пакетов, исходя как бы из заранее известных его, потребителя, предпочтений. Скажем точнее: исходя из его заведомо невысокого вкуса. Как говаривала некогда одна доморощенная «звезда», пипл хавает.

Профессиональное сообщество (теле-, тур-) посовещалось и решило: ему, потребителю, нужно, что попроще. Если туры, то дешевые. Море, песок, много еды и выпивки - желательно, как бы бесплатной (хотя давно понятно, что любую «халяву» оплачиваем мы авансом). Экскурсии? Ну, одна-две – чтобы было потом, что теще на планшетнике продемонстрировать. Музеи? Ну, нет – это нашему дорогому клиенту скучно. Походы к неким сказочным далям и к чему-то непознанному? Это еще зачем – клиент отдыхать приехал! Скуден прилавок туристического рынка: основной товар – недорогие приморские курорты.

Телевизионный ассортимент столь же «многолик»: клиент, в этом случае – телезритель хочет (на ТВ так решили!) поменьше напрягаться – думать, сопоставлять, сопереживать чужим судьбам. Ему бы (так за него же решили!) в чужую спальню заглянуть, свежие сплетни о «звездах» пообсуждать, да поохать над криминальной бытовухой. Любовь и смерть – больше ничего нашего драгоценного обывателя не интересует. А остальное – для «шибко грамотных», и погоды они не сделают, прибыли не дадут, рейтингов не поднимут.

Давайте честно себе признаемся: большинство туроператоров, как и большинство телеканалов, нас с вами, клиентов, очень мягко говоря, не уважает. Мало того, они еще и убеждены в том, что никуда мы от них не денемся. И отчасти правы. Ведь предложение формирует спрос. Если нам предлагают вал «самых разнообразных» (а по сути, одинаковых – с небольшими географическими вариациями) горящих путевок, а наши накопления на отпуск вполне соответствуют нашему уровню жизни (для среднего гражданина это отнюдь не тур к вершине Килиманджаро), то мы поноем, поноем, да и возьмем какую-нибудь очередную Анталию с all inclusive и бесплатными лежаками на пляже. Мы ведь и вправду устали. А то, что отдых – это далеко не только «уморяваляние», пока не распробовали. Нестандартные, не «китчевые» турпакеты оператор раскручивать, грамотно удешевлять и доводить до среднего потребителя не хочет: хлопотно это и потока не сделает. Лучше много-много маленьких анталий и хургад, чем одна большая Килиманджаро. Словом, все – как в телевизоре: куда ни ткни – повсюду какая-нибудь малаховщина.

Правда, по предварительной статистике, в этом сезоне наши люди стали вроде как меньше покупать «горящую дешевку» - стоимостью $600 и ниже. Но статистика, как известно, дама лукавая. На ее же взгляд, из традиционно «попсовых» направлений в этом году упал разве что Египет: слишком много было проблем с безопасностью на его курортах. Да Турция потеряла объемы, а Греция, наоборот, подросла. Но потеряли-то турки реально, по сравнению с прошлым годом, всего-то 1 процент. А греки если и обошли их, то за счет беззастенчивого демпинга: здешние отели сильно снизили цены. В целом же рынок остался тем же. Просто игроки на нем немножко поменялись местами. Ни один российский туроператор не предложил в этом году кардинально новых направлений, турпакетов. Все выжидали. Кто-то, правда, попытался было раскрутить Сардинию, кто-то – не «замыленные» страны Индокитая. Но заметных подвижек не случилось.

Формируя невзыскательный вкус потребителя, отечественный туристический рынок, по сути, роет себе могилу. Заметьте, мы уже перестали удивляться очередным крахам очередных туроператоров. Банкротства? Дело привычное. В этом году их не было разве что в самый разгар сезона. Понятно, это то время, когда деньги клиент несет и несет – есть, чем дыры затыкать. Дыр же не перечесть. Перед сезоном берутся кредиты на резервирование блоков мест в отелях, на чартерах. Потом эти бреши прикрываются за счет "глубины продаж", причем, условно говоря, каждый последующий клиент оплачивает поездку предыдущего. Но настала осень – и денег теперь несут все меньше. А цены проданных ранее туров – ниже плинтуса. Только бы купили! Только бы поток шел! Малейшая нестыковка – и такая схема, как фундамент с недоложенным цементом, рассыпается. И – отели отказываются принимать туристов, оплата за которых вовремя не пришла. И – авиаперевозчики не хотят работать в долг. И возникает  очередной крах очередного "капитал тура»...

Горящие туры, радостно рекламируемые и продвигаемые туристическими информационными сайтами, формируя и подпитывая «попсовое сознание» клиента (практически так же происходит и в «ящике», где тоже китч цветет и пахнет), разрушают туристический рынок. Он и сейчас, под финиш сезона отпусков – в состоянии неразберихи и войны. Это все та же война демпингов. Она продолжится зимой, ведь по принципу «числом поболее, ценою подешевле» продаются уже сейчас и зимние туры. А кому недорогие горнолыжные туры?! Сей «боевой клич» разносится с самых разных  информационных ресурсов. Опомнитесь, качественный горнолыжный тур, по определению, не может быть недорогим.

Что же делать нам, клиентам, невольно оказавшимся на этих самых «полях сражений», в гуще схваток не на жизнь, а на смерть? Думаю, не участвовать в этой войне. Самостоятельно делать выбор и формировать свой турпакет – благо, возможности сейчас для этого есть. Листать справочники, искать информацию в сети. В мире  множество уголков, где можно отдохнуть и не слишком дорого, и интересно, ярко, незабываемо. И, поверьте, все доступны. Пока же мы ленивы и нелюбопытны, они, те, кого принято именовать участниками российского туристического рынка, удачи не выпустят из рук. И в этой схватке мы - лишь турпоток, предмет «контрибуции».

Мы – не поток? Поток - не мы?

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Новости СМИ2

Новости СМИ2