Вторник 19 июня, 04:06
Ясно + 16°
Алексей Герман и ТВ-ведущая Екатерина Мцитуридзе.

Алексей Герман: Бондарчук возглавит «Ленфильм»? И что в этом плохого!

Фото: Михаил Садчиков-младший, специально для "Вечерней Москвы"
В рамках Санкт-Петербургского кинофорума стартовал 22-й международный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку».

Гвоздем церемонии открытия стало чествование кинорежиссера Алексея Юрьевича Германа. Президент «Послания к Человеку» режиссер Алексей Учитель вручил 74-летнему мастеру статуэтку «Золотого кентавра» (высшую награду «Послания к Человеку») – приз за вклад в мировое кино.

Несмотря на череду болезней, обрушившихся на Германа в последнее время, Алексей Юрьевич вместе с женой и соратницей, сценаристом Светланой Кармалитой пришли в первый павильон «Ленфильма», на церемонию открытия кинофестиваля. Помимо приветственных речей и теплых воспоминаний, Германа ждали два сюрприза: песня и новый документальный фильм.

Сюрпризом номером один стало появление на киносцене Юрия Шевчука, который начал с того, что… извинился перед Германом за то, что лет пятнадцать назад совершил необдуманный поступок. «Я был глуп и пьян, с кем не бывает…» - сказал Шевчук. Именно в таком состоянии музыкант неадекватно отреагировал на звонок великого режиссера. И вот, много лет спустя, чтобы хоть как-то загладить свою вину, Юрий Юлианович вышел на сцену и исполнил новую песню «про город», а затем с гитарой подошел к мастеру и приобнял его. Герман улыбался и не держал зла. Интересно, что с Шевчуком на сцену поднялся молодой трубач группы «ДДТ» Иван Васильев, который в свое время снимался в массовке у Германа, в фильме «Трудно быть богом».

Если кто не в курсе, фильм этот поистине многострадальный. Вот уже 13 (!) лет Алексей Юрьевич, работая тщательно, скрупулезно, не без конфликтов с актерами и начальством, снимая картину по роману братьев Стругацких. Мастер сам не раз называл сроки окончания, но пока поставить финальную точку никак не удается…

Фильма этого ждут не только в России, слухи о нем давно уже будоражат кинематографическую Европу. Несколько лет назад на съемочной площадке у Германа появился моложавый швейцарец Антуан Каттина. На церемонии в «Ленфильме» Герман вспомнил эту историю не без улыбки: «Действительно, появился у нас швейцарец, такой улыбчивый, с лицом афериста. Я сказал ему: «Только, пожалуйста, не снимай скандалы!» Знаете, на съемках всегда ведь скандалят, посылают друг друга… Давай на чем-нибудь другом строй свой фильм! Он ответил: «О чем вы говорите, как же можно!..» Но, насколько я понимаю, снял одни скандалы… Ну, дай ему Бог здоровья, он молодой, полный сил. Хотя наш фильм отнял у него немало сил и денег, потому что Антуан то и дело летал к нам из Швейцарии, чтобы снять очередной скандал, словно кожей чувствуя его приближение… Но я рад, что фильм все-таки сделал и привез свой «Плейбэк» на такой замечательный фестиваль. Ну, что ж, даже если это будет смешно, я буду рад и прощу швейцарцу все прегрешения, потому что нет ничего унылей, чем художник, который всерьез к себе относится. Смотреть на такого как-то неловко…»

Тот самый швейцарец, Антуан Каттина, улыбался, сидя в зале, и тоже поднялся на сцену: «Здравствуйте, я швейцарский аферист! Очень-очень давно я познакомился с Алексеем Юрьевичем и Светланой – в Париже, в гостинице, когда пришел брать у них интервью как киновед. Несколько лет спустя я решил заняться режиссурой, приехал в Петербург, зашел в гости на «Ленфильм» и спросил Алексея Юрьевича: могу ли я у него поработать? На что он сказал, что у меня приятное западное лицо (про афериста тогда еще не говорил!), но у него много своих студентов, которые ждут, так что прости, пожалуйста! Тогда мне в голову пришла идея снять фильм про то, как Герман снимает свой фильм. Таким образом, мне удалось остаться с Германом на студии также надолго, как и его сотрудникам. Я действительно, повидал многое, и не только скандалы. В идее фильма «Плейбэк» меня многие поддержали, в том числе мой продюсер, который является исполнительным продюсером фильма Германа «Трудно быть богом», – Виктор Извеков…»

… И вот настал момент мировой премьеры фильма «Плейбэк» - 68-минутной картины о съемках картины «Как трудно быть богом». Герман сидел в первом ряду и внимательно, почти не улыбаясь, смотрел картину… Зал, действительно, реагировал живо, то и дело смеялся над калейдоскопом ситуаций и эмоций на съемочной площадке, и, значит, Герман мог великодушно простить «швейцарскому аферисту» все его прегрешения, которые были неизбежны в этой дебютной ленте.

А после показа, когда все зрители разошлись, питерскому корреспонденту «Вечёрки» удалось задать Герману несколько вопросов о премьере, и не только…

- Алексей Юрьевич, как вам фильм «Плейбэк»?

- Он такой забавный, этот швейцарец. Ему было многое запрещено – снимать сцены, декорации. Но он как-то вывернулся. Он симпатичный человек, но, посмотрев его фильм, я ничего не понял…

- Ваше чествование проходит в рамках Санкт-Петербургского кинофорума… А ведь в предыдущие два года президентом этого кинопраздника были именно вы, Алексей Юрьевич… Но теперь у руля другие люди. Как вам эта идея глобального кинопраздника, что объединил под одним брендом в одни сроки сразу четырех разноплановых фестиваля?

- Да глупая идея… Искусственная. Вот «Послание к Человеку» - хороший фестиваль, я так думаю. Потому что выстраданный, выстроенный. А глобальный кинофорум? Не знаю. Мне нравился тот, предыдущий кинофорум. Он был хорошо придуман, была своя концепция, мы, например, пригласили 200 молодых режиссеров со всего постсоветского пространства, вывезли их в Репино, они там чему-то толковому учились. Очень хорошо Александр Николаевич Сокуров поработал с молодыми, мне нравилось.

- Год назад на кинофоруме, казалось, вы с Сокуровым неразлучны… А теперь ваши пути разошлись в свете последних новостей о ситуации с «Ленфильмом». Александр Николаевич очень расстроен…

- Он талантливый человек, но он всегда чем-нибудь расстроен, всегда что-то не про него…

-  Нынче СМИ активно муссируют информацию, что Федор Бондарчук в ближайшее время может стать главой совета директоров «Ленфильма»… Но в Питере про Федора Сергеевича многие говорят, что он здесь чужак…

- А что тут плохого? Давайте «нашего»! Но ведь с «нашими» ничего не получалось в последние десять лет. В итоге мы оказались просто в дерьме, и далеко не каждый согласится в эту историю включиться. И если Бондарчук согласится, то ему предстоит непростая работа. И вообще нужно ведь разобраться: куда предыдущие лидеры деньги дели? Там же миллиарды. Знаете, меня предупредил один очень толковый финансист: «У вас будет дружба, пока не начнут переводить деньги! А как только они потекут, вы покатитесь все, как коты…» Так оно и случилось. Каждый рвался получить доступ к этим деньгам…

- Но последние новости о ситуации с «Ленфильмом», скорей, наводят на мысль, что тучи рассеиваются…

- Действительно, есть такое ощущение, что тучи рассеиваются. Но у нас в стране всякое может быть. Вдруг – раз! – и ничего уже не рассеивается…

- Судя по фильму «Плейбэк», чего только с вашей картиной ни происходило… Она ведь уже смонтирована и даже была показана вашим знакомым кинематографистам. Правда, текст на тех показах читала ваша жена Светлана…

- Я снял типажей (в картине снимались, в основном, не профессиональные актеры, а необходимые для этой фантастической истории типажи, который нашли ассистенты у питерских станций метро ив других местах. – Прим. Авт.), а теперь их надо озвучить на русский язык. Но если их озвучить профессиональными артистами, то получится плохо. Значит, мне надо найти таких типажей, которые будут этих типажей озвучить, а это не так-то просто. Снимая типажей, я даже не представлял себе, что их будет так трудно озвучивать, думал: «Ай, как-нибудь!» Оказалось, это дико сложно, чтобы они разговаривали ну хоть сколько-нибудь народным языком…

Все бы ничего, но за последнее время я умудрился семь раз попасть в больницу – то с сердцем, то еще с чем-то. Выйду, погуляю немножко – бам! – и опять в больницу. Семь раз – многовато.

- Вы уже не раз называли примерные сроки окончания работы… А теперь, какие ориентиры себе поставили?

- Ну вот, смотрите: я плохо себя чувствовал, и меня отправили в Германию. Там мне сделали операцию на сердце. Не пустяковую, длинную, шесть часов делали, проткнули легкое… Я вернулся в Россию. Через три дня вышел работу, слетел с лестницы и сломал в трех местах руку. Рука все еще болит, но уже можно возвращаться к фильму. Однако прошло пять недель – я загремел в больницу еще с чем-то… И как в этой ситуации завершить картину?! Я начинаю работать, поработаю несколько дней, и опять в клинику. Если бы я мог полгода ничего не делать, я бы поправился. Но получается так: поработал – в больницу, вылечился, поработал – в больницу… Знаете, я уже так привык к этим больницам!

- Извините, ради Бога… Просто вы сами говорили, что намерены завершить картину во что бы то ни стало!

- Если не помру, то сделаю! Мы уже многое сделали, добились того, что почти все слышно, фактически-то осталось чуть-чуть… Ну, а как же не завершить? Да меня убьют (улыбается)…

- По ходу съемок фильм менял название. Леонид Ярмольник, сыгравший главную роль, говорил, что это он убедил вас отказаться от названия «Хроника арканарской резни»… В окончательном варианте фильм все-таки останется - «Трудно быть богом»?

- Трудно сказать, какое название лучше. Но, действительно, это Ярмольник убедил меня оставить - «Трудно быть богом». Это очень уж известное название в мире. Какие-то люди, может быть, из-за этого пойдут. Творчество братьев Стругацких даже в нынешнее время знают во всем мире.

Алексей Герман и ТВ-ведущая Екатерина Мцитуридзе.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Новости партнеров