Понедельник 16 июля, 03:07
Ясно + 20°

Александр Кабаков: Если с городом ничего не делать, он просто исчезнет

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
28 сентября известный писатель выступит на вечере «Василий Аксенов в интерьере джаза», который пройдет в Московском Доме музыки.

Там Кабаков вспомнит своего старшего друга и учителя, которому в этом  исполнилось бы 80 лет, и, наверное, расскажет о своей недавней поездке на Колыму, где прошло детство классика. Отсюда и наш первый вопрос Кабакову.

- Александр Абрамович, похожа ли Москва на остальную Россию?

- Магадан - тоже не совсем  Россия. Это город строили зеки из ГУЛАГа, и он вырос на их костях. А столица… В советское время она отличалась тем, что здесь хоть что-то можно было купить, в то время как в других городах – ничего. А сейчас что-то купить можно везде, но заработать на это деньги можно только в Москве. Для человека, приехавшего из крупного города, например, из Челябинска, Москва - почти заграница. Хотя, на мой взгляд, который многие, наверное, не разделят, разрыв между столицей и крупными провинциальными городами уменьшается  -  в сравнении с советским временем. Могу это доказать тем, что автомобилей в любом областном городе сегодня на душу населения столько же, как и в Москве. Разница только в том, что в столице заметно больше очень дорогих машин.

- Вы родились в Новосибирске, учились и работали в Днепропетровске, но действие большинства ваших книг проходит в Москве. С чем это связано?

- Я и по происхождению скорее москвич. Вся моя родня, кроме отца,  -  москвичи. Он был офицером и служил там, куда посылали. А родился я в эвакуации во время войны, и в этом смысле Новосибирск - просто запись в паспорте, и все. После войны отец был командирован на первый советский ракетный полигон в Капустин Яр, и там прошло мое детство, там я учился в школе. Об этом первая часть моего романа «Все поправимо». А жизнь в Днепропетровске, где я учился в университете, существенного отпечатка на мою судьбу не наложила. Так что я считаю себя москвичом, потому что 44 года, целую жизнь, живу в этом городе. Вспомним хотя бы Михаила Булгакова. Хотя по рождению он украинец и действие «Белой гвардии» происходит в Киеве, все остальное у него написано о Москве. Включая один из величайших романов о столице «Мастер и Маргарита». Вообще, южане, приезжая в Москву, становятся большими москвичами, чем все москвичи вместе взятые.

- А как вам современная Москва?

- Мне не нравятся в столице жуткие новостройки, особенно уродующие центр города. Но у меня пока не отшибло память, и я помню, какой Москва была в конце 1980-х годов. Центр - да, он не был изуродован дурной реставрацией по принципу «реставрация со сносом», как поступили, например, с «Военторгом». Но во всех подвалах стояла тогда гнилая вода, дома рассыпались, и никто ничего не делал. Да и надеяться на то, что город и его центр будет сохраняться как один огромный архитектурный музей, тоже нельзя.  Если с городом ничего не делать, он просто исчезнет. Так же и человек. Если им не будут заниматься врачи, то он умрет раньше, чем ему положено.

- В каких местах города вы любите больше всего бывать?

- Прежде всего, я люблю район Тверской улицы, так называемый «золотой квадрат». Он тянется вдоль Тверской до площади Маяковского. Его окружают бульвары и Садовое кольцо, а ограничен он Поварской улицей. В этих местах многое сохранено, и есть на что посмотреть. И еще мои любимые места находятся в Замоскворечье. Оно сейчас одно из самых восстановленных и сохранившихся мест столицы. 

- Вы много лет за рулем. Есть у вас рецепт борьбы с московскими пробками?

Знаете, в Москве все еще меньше машин на квадратный километр, чем, скажем, в Нью-Йорке, а пробки больше. Проблема в самих водителях. Они ездят так же некультурно, как ходят по улицам. Например, постоянно выезжают на перекресток на «желтый» сигнал светофора и тем самым перекрывают движение во все четыре стороны. Объяснить это я могу тем, что многие из водителей купили свои первые машины в 40, 45 и даже 50 лет. И это страшно. Первую машину во всем цивилизованном мире покупают в 16-18 лет, когда навыки легко закрепляются. А другая группа причин пробок -  это наша чудовищная дорожная полиция. В любом городе, если возникает пробка, то немедленно как из-под земли появляются полицейские. И они тут же регулирует движение. А у нас же стражи порядка часто вообще не умеют этого делать.

- У вас недавно вышла новая книга «Поехали!» об автомобилях. Расскажите о ней.

- Эта книга о культовых автомобилях XX века, которые уже ушли в историю, и об автомобилях, которые сыграли какую-то роль в моей жизни. Так что получился сборник таких забавных рассказиков-воспоминаний. Понимаете, если в США автомобиль уже к 30-м годам прошлого века стал средством передвижения, то у нас к нему до сих пор относятся как к роскоши. В Москве, как правило, человек приобретает автомобиль гораздо более дорогой, чем следовало бы по его доходам. Что делает начинающий бизнесмен, только что пробившийся в серединку лестницы? Квартиру он купить пока не может, но приобретает дорогой костюм, роскошные часы и поддержанную «шестерку» Ауди. Его же коллега из Европы купит костюм подешевле, приличные, но скромные часы и дешевую малолитражку. А у нас если посидеть часик и посмотреть на Тверскую, то за это время проедет мимо и «Майбах», и «Бентли», и шикарный «Мерседес». На Елисейских полях вы такого не увидите и за неделю.

- Какая рукопись сейчас лежит на вашем столе?

- Это дурная примета - говорить о том, что еще не вышло, но поскольку я заканчиваю, то могу рассказать. На подходе начатый в марте роман - отчасти житейский, отчасти абсолютно фантастический. В нем фантасмагории больше, чем бывало в последних моих книгах, если не считать «Московских сказок».

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2