Понедельник 23 апреля, 00:04
Ясно + 2°
 Александр Сокуров не верит ни в провидение, ни в судьбу. Он верит в человека

Александр Сокуров: Идеальное кино создать невозможно

Фото: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
Сегодня картина «Фауст» режиссера Александра Сокурова, обладательница «Золотого льва», высшей награды прошлогоднего Венецианского фестиваля, с большим успехом демонстрируется на киноэкранах разных стран.

В беседе с корреспондентом «Вечерней Москвы» режиссер поделился своим взглядом на проблемы экранизации знаменитых литературных произведений и ситуацию в современном кинематографе.

- Александр Николаевич, «Фауст» демонстрируется по всему миру без перевода, на языке создателя произведения — Гете. Вы придаете такое большое значение языку первоисточника?

- Сложность любого художественного текста заключается в огромном количестве подтекстов, понять которые представитель другой культуры никогда не сможет, и это неизбежно отразится на художественном переводе. Мы не сочли возможным делать русскоязычную версию фильма, считая это противоестественным. Все-таки «Фауст» — явление мировой культуры, а язык неотделим от нее. На мой взгляд, все те, кто читал в русском переводе «Фауста», на самом деле… его не читали. В русских переводах ничего общего с тем смыслом, который был вложен Гете в это произведение, нет. Наш фильм «Фауст» — не прямая экранизация произведения Гете, хотя с точки зрения философской фонетики мы старались быть точными. Нам нужно уметь понимать другу друга чувствами, разумом, говоря при этом на разных языках.

Всем нам очень важно оставить литературу на том месте, на каком она всегда была, и я старался этого достичь в картине. Мы будем сообществом, не пожирающим, а понимающим друг друга до тех пор, пока будем относиться к литературе как к главной ценности.

- Верите ли вы в спасительную миссию кинематографа?

- В современном обществе, по большому счету, кинематограф — это товар. Почти все крупные кинематографические произведения временем пожирались и уничтожались. Музыка наиболее долговечна. В искусстве, в частности в кинематографе, лично мне нравятся произведения, где нет истеричности по поводу национального своеобразия. Но ведь много войн, террора происходит из-за национальных и религиозных различий… Тот же нацизм, который сейчас, увы, набирает обороты, абсолютно человеческая идеология и скверна, существующие в человеческой природе. Вот почему это происходит и проявляется вновь и вновь, выходя на новый виток, — в этом надо разбираться.

- Что вы думаете об уровне профессионализма российских актеров?

- Самое большое потрясение, которое я испытал от общения с актерами, случилось с японскими представителями этой профессии. Именно в Японии, на мой взгляд, сосредоточено сокровище артистического мира. Это не только высочайший уровень мастерства, но и человеческая деликатность, чего не хватает и российским, и европейским актерам. Проблема актерской среды в том, что в ней много случайных людей, боящихся вылететь из клетки, которая кажется им золотой. Во всем мире из десяти актеров восемь случайно залетевших, и только двое способны поражать своим мастерством.

- Удается смотреть свои фильмы не глазами режиссера, а глазами взыскательного зрителя?

- Конечно. И когда пересматриваю свои работы, вижу в них много недостатков. Считаю, что в кинематографе невозможно создать идеальные произведения, как это случается в живописи, музыке, литературе. Не хватает времени, средств, технических возможностей. Кино как искусство в мире пока не состоялось — оно находится на юношеском этапе развития.

- Верите ли вы в провидение, в судьбу?

- Я могу только наблюдать за путем человека. Мне неизвестен путь богов, непонятно, где они, почему нас бросают, посылают войны. Считаю, что все — в руках человека, поэтому нужно много трудиться. Как только мы перестаем быть разумными людьми, перестаем много и хорошо работать, сразу возвращаемся к своим проблемам.

Новости СМИ2

Новости Финам

Новости партнеров

Новости СМИ2

Новости партнеров

Читайте нас в Яндекс.Новостях
Добавьте ленту «Вечерней Москвы» в свою личную и получайте актуальные новости столицы ежедневно