Суббота 23 июня, 20:06
Ясно + 29°
Валентин Жаров, профессор кафедры фундаментальной и прикладной математики РГГУ.

Хороший математик может рассказать о сложном просто

Фото: "Вечерняя Москва", Петр Болховитинов
Корреспондент «Вечерки» побеседовала об искусстве преподавать и образовывать с Валентином Жаровым, профессором кафедры фундаментальной и прикладной математики РГГУ.

Несколько лет назад, завалив тест по алгебре, я доказывала учительнице, что «журналистам точные науки не нужны», на что преподаватель лишь качала головой: «Вот подрастешь — поймешь, что без этих знаний никуда». Я с юношеским максимализмом махнула на это замечание рукой, но через много лет поняла, как была не права. То, что математика — царица наук и гимнастика для ума, мы учим с самого детства. Но когда начинается пара по матану и мозг отказывается работать, былые теоремы превращаются в аксиомы...

Валентина Константиновича студенты характеризуют как человека, умеющего говорить просто о сложном, серьезный материал разбавлять остроумными шутками и бытовыми примерами. Во время практики не зверствует, всячески помогает и подталкивает к верному решению. Но, несмотря на такое отношение, важно помнить: просто так ничего не дается.

Как и положено бывалому математику, на вопросы Валентин Жаров отвечает кратко, емко и четко.

О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Что в профессии преподавателя вам нравится больше всего?

—  Возможность делиться знаниями и наблюдать за развитием студентов. Речь, конечно, о мотивированных учащихся. О других говорить не имеет смысла, они для меня не студенты.

У вас есть собственные«фишки», способные заинтересовать в предмете?

— Если это студент, то он знает, для чего поступал в университет. А что касается методов объяснения, они индивидуальны, определяются после сформулированного вопроса.

Преподаватель должен только давать знания, которые предполагает дисциплина или еще и жизни учить?

— Если обращаются с личным вопросом — спасибо за доверие. Оно очень многого стоит, особенно в наше непростое время.

Можно ли отождествить понятия «хороший человек» и «хороший студент»?

— Все студенты хорошие, если они правильно и обдуманно сделали свой выбор. Прежде всего они мотивированы на учебу, у них есть своя Цель! Им просто некогда быть плохими!

Устраивали ваши студенты на парах или на сессии что-то экстраординарное или просто забавное?

— Любая сессия — это сплошное веселье. Бывает, такое услышишь… А потом задумываешься: чем ты занимался весь семестр?

У вас есть любимчики? Или вы считаете, что студентов никак не нужно дифференцировать?

— Нет, есть хорошие студенты и все остальные, которые ошиблись адресом или специальностью или еще не подросли для студенчества. И такое случается, к сожалению, все чаще и чаще.

О ШКАЛЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

На ваш взгляд, правильна ли такая ситуация, когда между преподавателем и студентом завязываются дружеские, может быть, даже панибратские отношения?  

—Дружеские — это всегда двое и взаимность. И интерес обоюдный (чаще всего — научный). Панибратство — нет!

Как вы относитесь к общению преподавателей и студентов в социальных сетях? Это подрывает авторитет преподавателя или, наоборот, укрепляет?

—Авторитет — либо он есть, либо его нет. Но обязательная корректность — это культура.

–Изменилось ли что-то кардинальным образом за то время, что вы преподаете?

–Прогрессирует инфантильность.

–Вы бы хотели что-то изменить в существующей образовательной системе?

–Да, если коротко: необходимо обратиться к традиционной российской образовательной системе, о которой многие и не слышали, причем как люди из министерств, так и власть предержащие.

–Как вы считаете, российское образование по-прежнему одно из самых лучших и качественных в мире?

Математическое — да! Поскольку еще не развалили математические научные школы. И пока есть очень хорошие школьные учителя математики, но их становится все меньше и меньше. Кстати, поздравляю со столетием со дня проведения Первого съезда преподавателей математики России.

-Вы согласны с мнением, что лучшее образование — это самообразование?

–Теперь в школе немного уделяют внимания обучению навыкам самообразования. Это очень хлопотно, учителям необходимо кормить свои семьи. Это, возможно, стало невыгодно. В школе шкала духовных ценностей поменялась местами со шкалой потребительства. После беседы с Константином Жаровым у меня сложилось о нем стойкое мнение как о преподавателе, который всегда найдет ответы на каверзные вопросы. Ведь, как известно, легче найти квадратуру круга, чем перехитрить математика.

ДОСЬЕ

Доктор педагогических наук (2003), профессор (2005) кафедры фундаментальной и прикладной математики Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ. Специалист в области информатики, информационных технологий, фундаментальной и прикладной математики, преподавания математики. Интерес в педагогике — компаративная (сравнительная, прим.) педагогика и ментальность изучающих математику.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2