Воскресенье 22 июля, 01:07
Пасмурно + 21°
Актеры Светлана Илюхина (Флореда) и Антон Шагин (Альдемаро) в комедии Лопе де Вега "Учитель танцев", поставленной режиссером Игорем Коняевым в театре "Ленком".

Испанские безумства учителя танцев

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
В прошлом сезоне в «Ленкоме» репетировались два спектакля, но, устроив летом показы для зрителей, премьеры отложили на осень.

Одна – «Ложь во спасение» с Инной Чуриковой в главной роли – уже прошла, теперь настал черед «Испанским безумствам». Именно такое название режиссер Игорь Конеяев дал знаменитой комедии Лопе де Вега «Учитель танцев», где занял молодую звезду театра – Антона Шагина

Забавно, кстати, получилось с любовью «Ленкома» к переименованию известных текстов. В этом контексте последние две премьеры смотрятся почти как дилогия. Ведь и «Учитель танцев» вполне мог бы быть назван «Ложью во спасение»: именно на остроумном обмане, как и положено ренессансной комедии, строится сюжет. Кроме того, не случайно в самом тексте пьесы есть следующие строки: «Ведь если надо честь спасти, И ложь бывает во спасенье».

На пустых подмостках – подвижные металлические арочные конструкции, которые позволяют мгновенно трансформировать место действия, а одновременно служат средством (почти кинематографическим) для создания крупных планов. Стоит выдвинуть одну подобную арку на авансцену, а другую оставить в глубине, как акценты уже расставлены: один персонаж показан крупным планом, другой – оставлен на общем. Многие реплики a parte, кстати, решены именно так. Есть здесь еще и пара балкончиков, на которых традиционно для «Ленкома» расположился компактный живой оркестрик, готовый при необходимости помочь героям выразить с помощью музыки свои чувства.

К слову о музыке. «Испанские безумства» - в этом смысле очень ленкомовский спектакль. Здесь много и красочно танцуют, а в наиболее драматические моменты и вовсе начинают петь, но выглядит это не по-ленкомовски уныло. Как праздник через силу: надо смешить, а желание лишь одно – чтобы оставили в покое. Не хватает свойственного ленкомовским артистам драйва и заразительности – одна лишь техника. Словно черновой прогон перед премьерой.

И наиболее техничен главный герой в исполнении Антона Шагина. После «Вишневого сада», где молодой актер сыграл Лопахина, стало казаться, что ему подвластно практически все. За образом им созданным угадывалось столько всего, что захватывало дух. Очень хотелось для этого артиста яркой и феерической центральной роли. Учитель танцев Адельмаро, некогда на всю страну прославивший Владимира Зельдина, казался именно такой возможностью. Но что-то пошло не так.

Адельмаро Лопе де Вега - прежде всего благородный идальго, все поступки которого продиктованы любовью и понятиями дворянской чести. (Не здесь мне говорить о значимости категории чести в испанском театре Золотого века). Его переодевание в слугу - это маскарад, за которым невозможно скрыть человека благородного сословия. Это подмечает и слуга из дома Флореллы, и сама Флорелла. Так вот Адельмаро Антона Шагина пока на идальго не тянет. Причем создается ощущение, что и задачи такой у актера не было. Роль, которую он играет в спектакле Ленкома - роль ловкого слуги. Это, скорее, возможный Фигаро. И вот это несоответствие, идущее вразрез с пьесой испанца Лопе, настораживает, поскольку снимает остроту конфликта.

Видимо, замечают это и зрители, даря наиболее бурными аплодисментами не главную пару влюбленных, но злючку-сестру в сочном и остром исполнении Олеси Железняк и благородного отца, по-старинному глубоко и объемно сыгранного Сергеем Степанченко.

Но в целом последняя ленкомовская премьера, не смотря на громкие звуки со сцены и пестроту костюмов, прошла на удивление тихо. Впервые на моей памяти в премьерном зале просвечивали свободные места, а отдельные зрители еще в антракте спешили покинуть театр…

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER