Воскресенье 24 июня, 11:06
Ясно + 26°
Оперная певица Джесси Норман.

Черные песни протеста

Фото: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
В Москве выступили выдающиеся афроамериканские певицы - Джесси Норман и Барбара Хендрикс.

Не сговариваясь, обе дивы не только обаяли публику, но и заставили смахнуть скупую слезу. Их джем-сейшны – это грустная модуляция из их блестящего оперного прошлого в настоящее, которое уже ничего не сулит в будущем.

Концерт Джесси Норман в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко был обставлен по всем правилам, предполагающим явление мегазвезды. Ее выступление открывало пафосный двухгодичный цикл «Королевы оперы» в Москве. В этот вечер в театр на Большой Дмитровке приехал даже премьер-министр российского правительства Дмитрий Медведев с супругой. Певица в дуэте с пианистом Марком Маркэмом представляла программу «Американские маэстро». Сначала арии из мюзиклов Бернстайна, Роджерса/Хаммерстайна и Гершвина, потом джаз из репертуара Эллы Фицджеральд, Жозефины Бейкер и Дюка Эллингтона. Песни «Another Man Done Gone» и «Pretty Horses» прозвучали как протест против смертной казни, разрешенной в некоторых штатах Америки, и апартеида.

«Черная пантера» Джесси Норман, безусловно, больше, чем певица. И больше, чем актриса. Ее шарм обладает сокрушительной силой. Чего, к сожалению, теперь никак нельзя сказать о ее некогда фантастическом голосе. Она позволяла себе нарочито смазанные интонации, мелодекламацию вместо пения. И редкие крики «браво» на сдержанных аплодисментах, выглядят актом милосердия. Самым впечатляющим номером концерта стала знаменитая баллада «Mack the Knife» из «Трехгрошовой оперы» Курта Вайля. Тут Норман продемонстрировала гиперчувственную фразировку с бесконечными зависаниями в паузах – магическою спонтанность, которой может быть наделено лишь любимое дитя природы.

Барбара Хендрикс, имя которой некогда украшало афиши всех лучших оперных театров мира, сейчас путешествует по миру в кампании квартета шведского пианиста Маттиаса Алготссона с программой «Всюду блюз, где я бываю». В Доме музыки, где проходил концерт, атмосфера была спокойная, почти клубная. Полтора часа без антракта певица в медитативной, тягучей манере исполняла блюзовые хиты. Ее голос не разливался знаменитым «серебряным колокольчиком», а с неизбывной печалью рассказывал о трудностях, которые возникают на пути каждого чёрного человека. Это исконная блюзовая тема.

Кстати, Хендрикс – не просто один из лучших голосов своего поколения, но и признанный борец за права беженцев. И финал московского концерта она посвятила Мартину Лютеру Кингу, позволив, себе импровизацию в почти митинговом стиле: «В своей неустанной борьбе за мир и свободу мы будем в Сирии, в Ливии, в Париже, в Нью-Йорке и в Москве»…

Комментарий

Барбара Хендрикс, оперная певица:

– Я знаю, что публика часто не воспринимает оперных исполнителей, поющих блюз или  джаз, считая это их прихотью или развлечением. Но для меня джаз – любовь из детства. Но серьезно занимаясь оперой, на джаз у меня не осталось ни сил, ни времени. И моя история в джазовом стиле началась только в 1994 году, когда я получила нежданное приглашение выступить на знаменитом джаз-фестивале в швейцарском Монтре. Я подумала, что один раз я, серьезная певица, могу себе позволить подобную вольность. Я сделала это, и мне безумно понравилось. Джаз – гимн свободе. И это мне важно. Я принадлежу к категории политически активных людей. Когда я родилась, в моем родном Арканзасе еще действовал запрет на участие чернокожих американцев в выборах. Нам многое было недоступно, мы даже не имели права обращаться за помощью в хорошие больницы...

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2