Вторник 19 июня, 22:06
Пасмурно + 19°
В Москве открылся ХХХIII Российский Антикварный Салон.

На открывшемся Российском антикварном салоне можно увидеть живопись семьи Кранахов

Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва"
В Москве открылся ХХХIII Российский Антикварный Салон. Выставка, по содержанию напоминающая коллекции Эрмитажа, а по атмосфере – блошиный рынок, в его лучших традициях, на неделю обосновалась в Центральном доме художника.

Коллекционеры со всей России и их зарубежные коллеги представили здесь свои сокровища в надежде получить за них поистине королевские суммы. В салоне действует и некоммерческий проект, ставший визитной карточкой осенней выставки. В рамках года Германии в России на площадке Антикварного Салона создана экспозиция «Семья Кранахов, их предшественники и современники. Немецкая живопись конца XV – первой половины XVI века», все 19 картин выставки принадлежат частным коллекциям московских коллекционеров, которые не собираются их продавать. Однако, как говорят сами антиквары, то, что сегодня предмет не продается, отнюдь не исключает для него возможности быть пущенным с молотка на другой день.

Несмотря на наличие в Салоне работ зарубежных авторов, большинство товаров-экспонатов все-таки отечественного происхождения. Сейчас доля российского сегмента в мировом обороте антиквариата достигает 3%, а интерес к предметам русского искусства в мире растет.

- Если говорить о культурном наследии Италии, в которой сосредоточено, по некоторым данным, 80% мирового наследия, или Франции и Великобритании, где рынок не такой узкий, как наш, наверное, это много, - рассуждает директор ЦДХ Василий Бычков. - Отечественный антиквариат в лучшем случае датируется XVIII веком. Иконопись, включающая в себя гораздо более ранние произведения, не является предметом мирового рынка, в основном имеет оборот у нас в России. Нужно учитывать и специфику российского рынка, где большинство предметов культурного наследия, по понятным причинам, национализировано и только одна десятая часть находится в свободном обороте, так что 3% - это приличный результат - делает вывод Бычков.

Королевой продаж, конечно, является живопись. Эксперты объясняют это общеевропейской традицией украшать богатые дома предметами светского станкового искусства. Живописные работы знаменитых русских мастеров бьют ценовые рекорды. Так «Колокольчики» Натальи Гончаровой были проданы с аукциона за $4.7 млн, «Шпион» Василия Верещагина – за $2.24 млн. Однако Бычков не совсем справедлив к иконам, коллекционеры утверждают, что интерес к русской иконописи на Западе очень высок, а причина короткого временного отрезка в котором представлено отечественное искусство на мировых антикварных салонах, кроется в политических и социальных переменах России XX-го века. Многие из икон, относящихся, к ранним периодам, были уничтожены или украдены, а следы их потеряны, остальные же были национализированы и отправлены в музейные фонды. Отсюда и получается, что материала, для обмена старинными предметами русской религиозной живописи просто не хватает, при этом национализация древностей тоже не такая уж плохая идея. О том, кто распределяет старинные сокровища по музеям и частным коллекциям, рассказал куратор спецпроекта, заведующий отделом искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков:

- Все, что находится в государственных музеях, заносится в инвентарный список и не подлежит продаже. Что касается частных лиц, то у них тоже могут быть работы Бакста, Кипренского и прочих знаменитых мастеров, их владельцы имеют полное право продавать их. Министерство культуры имеет специальный финансовый фонд для приобретения таких вещей, и закупочная комиссия определяет необходимость памятника, его подлинность и стоимость. Также произведение может быть подарено музею, завещано, и так далее. Бывает, что находятся спонсоры, которые по просьбе музея покупают произведение.

По словам Садкова, пока русские коллекционеры не несут юридической ответственности за предметы старины, находящиеся в их собственности, как это принято в некоторых западных странах. Безусловно, при наличии какого-либо ценного товара, у владельцев срабатывает инстинкт самосохранения, и терять предмет антиквариата, купленный за кругленькую сумму, им совсем не хочется. Однако, если картина, принадлежащая кисти знаменитого мастера, не будет храниться в подобающих условиях и начнет портиться, это останется лишь на совести ее владельца.

На пресс-конференции, посвящённой открытию Салона, был составлен примерный портрет человека, который может позволить себе такую роскошь. Чаще всего это мужчина, владелец мелкого или среднего бизнеса, крупный бизнес, как ни странно, в процентном соотношении уступает. Именно такие люди подогревают интерес к предметам русского искусства XIX - начала XX веков.

- Желание покупать отечественный антикварный товар - это следствие близости культуры, такая тенденция характерна для всех рынков. Вот, например, почему китайские современные художники ценятся и их работы дорожают? Потому что китайцы активно покупают предметы национального искусства - объясняет вкусы покупателей представительница Федерации Антикваров Мария Рязанова. - Как правило, национальная диаспора поддерживает свое искусство, это особенно актуально для современного искусства, но и для антиквариата тоже применимо. В 2000-х был взлет цен на русские антикварные товары, потому что люди приобрели капиталы и стали скупать свое искусство, оно ближе, понятнее. При этом у современного отечественного искусства есть проблема: русские диаспоры за рубежом не очень жалуют работы современных художников. Покупать западных мастеров считается более престижным, поэтому цена на российские картины и скульптуру падает. Наши художники не уступают зарубежным, тут вопрос моды.

В общем, в блеске драгоценностей, прекрасной живописи и сиянии антикварной мебели не стоит забывать, что в этом бизнесе не все так гладко и красиво, как может показаться на первый взгляд. При этом сходить на Российский Антикварный Салон все-таки стоит, даже если цены на некоторые экспонаты покажутся сказочными. Во-первых, существуют и вполне бюджетные коллекции – рай для букинистов, любителей марок, старинных фотографий и открыток, а во-вторых – Салон предоставляет удивительную возможность увидеть неизвестные произведения знаменитых мастеров. Полотна Айвазовского, Верещагина и Гончаровой очень скоро могут оказаться в частной, закрытой от широкой публики, коллекции.

В Москве открылся ХХХIII Российский Антикварный Салон.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2