Четверг 21 июня, 23:06
Ясно + 20°
Молодой, романтичный, наивный... Таким был автор первого проекта Храма Христа Спасителя Александр Витберг (портрет кисти П.Ф. Соколова (1791 - 1848))

На постройке Храма Христа Спасителя нагрел руки Чичиков

195 лет назад был торжественно заложен главный собор столицы

12 (25) октября 1817 г., в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, торжественно заложили Храм Христа Спасителя. Он должен был стоять не там, где мы его привыкли видеть, а на Воробьевых горах. Постройке не суждено было подняться выше фундамента, а для архитектора проект оказался роковым.

40 тысяч одних зрителей

В тот октябрьский день на склонах Воробьевых гор яблоку было негде упасть. На церемонию торжественной закладки явилось более 40 тысяч горожан – пятая часть населения Москвы. К месту заложения двинулся крестный ход во главе с духовенством, Император Александр I «в сопровождении придворных, военных и статских особ, при колокольном звоне, полковой музыке, пред взором 50 тысяч войска». В приготовленный гранитный камень, выдолбленный внутри, была положена вызолоченная медная крестообразная доска с памятной надписью:

«В лето 1817-е, месяца октября, в 12 день, повелением Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича (…) заложен сей храм Господу нашему Спасителю Иисусу Христу во славу Пресвятого имени и в память неизглаголанных милостей, какие благоволил явить нам, даровав спасение любезному отечеству нашему в 1812-е лето и прославив в нас крепкую десницу Свою, сокрушающую брани».  

Три храма в одном

Проект был разработан в 1813 г. Карлом Магнусом Витбергом (1787 – 1855). Он был сыном обрусевшего шведа, художником по образованию. Витберг состоял в масонской ложе, был дружен с членами общества «Беседа любителей русского слова», в том числе с поэтом Гавриилом Державиным.

– Витберг был скорее художник, нежели архитектор, – говорит искусствовед Евгения Кириченко, почетный член Российской Академии художеств, автор книги об истории Храма Христа Спасителя. – Голова у него была полна идей, но архитектура – искусство практическое. 

Витберг предложил соорудить храм на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Во-первых, Александр I считал, что в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания», которое было бы не обычной церковью, а храмом-памятником. Во-вторых, с Воробьевых гор открывался один из живописнейших видов на Москву и ее окрестности. Наконец, по Смоленской дороге неприятель вступил в Москву, а по Калужской – вышел из нее.

По мысли Витберга, храм должен был стать тройственным – «храм тела, храм души и храм духа, – но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един». Идея троичности выражает основополагающее понятие христианства: Бог один, но троичен в лицах – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Он должен был состоять из трех частей и по вертикали:

– подземный храм во имя Рождества Христова в толще берегового склона в форме параллелепипеда (в нем должны были непрерывно совершаться панихиды);
– крестообразный наземный – во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Его предполагалось украсить множеством статуй; 
– круглый верхний – во имя Воскресения Христова.

К подземному храму Витберг планировал присоединить богатую катакомбу, которая бы передала потомству память всех убиенных за Отечество воинов. Всех воинов, в том числе и рядовых. В этом его отличие от реализованного впоследствии проекта, где увековечены только офицеры.  

Храм должен был быть самым высоким в мире – 237 м от подошвы горы до креста (170 м в наземной части), диаметр главного купола более 50-ти м. Для сравнения: высота храма св. Петра в Риме – 141,5 м, колокольни Ивана Великого – 80 м, над уровнем Москвы-реки – 122 м.

Вскоре после торжественной закладки храма Витберг крестился в православную веру и принял имя Александр. Ему было поручено и возглавить строительство. Витберг отказывался, понимая, что у него нет строительной и деловой практики, но Александр I настоял на своем. Как стало ясно впоследствии, молодой архитектор смотрел на вещи более разумно.  

Баржи с камнем сели на мель

На строительство храма было отведено 8 лет. Первые три года Витберг занимался поисками материалов и разработкой экономического проекта.

Для постройки храма была закуплена рабочая сила – более 18,5 тыс. крепостных крестьян. Когда их согнали на Воробьевы горы, оказалось, что среди них много больных, слепых, безумных – помещики просто сбыли государству негодных работников

Земляные работы начали только в 1821 г. В 1823 г. началась заготовка камня и доставка в Москву. Оказалось, что это не так просто: Москва-река была слишком мелкой, и тяжело нагруженные баржи садились на мель… Заготовленный лес гнил в штабелях. За шесть лет только и удалось, что срыть косогор. Зато казнокрады знатно нагрели руки.

В «Мертвых душах» есть фрагмент, который, как считают исследователи, намекает на эпопею с постройкой Храма Христа Спасителя:

«Скоро представилось Чичикову поле гораздо пространнее: образовалось комиссия для построения какого-то казенного весьма капитального строения. В эту комиссию пристроился и он, и оказался одним из деятельнейших членов. Комиссия немедленно приступила к делу. Шесть лет возились около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. А между тем в других концах города очутилось у каждого из членов по красивому дому гражданской архитектуры: видно, грунт земли там был получше…»

В ранних редакциях поэмы говорилось еще яснее: «составилась комиссия постройки храма божия»…

«… принадлежит к числу невозможностей»

К 1825 г. несчастный Витберг понял, что не в силах справиться с ситуацией, и признался в этом Александру I. Однако тому оставалось жить всего 2 месяца. Новый самодержец, Николай I, велел приостановить все работы. В 1826 г. царь созвал «Искусственный комитет», который должен был дать экспертную оценку проекту. Вывод был неутешителен:

«Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта…»

– В толще склона не удалось бы построить подземную церковь, – говорит Евгения Кириченко. – Но есть и другие причины для того, чтобы проект Витберга отвергли. Одна из них – неудобное расположение храма. Воробьевы горы были тогда далекой окраиной, москвичи смогли бы посещать храм не чаще двух раз в год. И, наконец, у Николая I были другие взгляды на архитектуру.  

В ссылке рядом с Герценом

Александра Витберга отдали под суд за растрату казенных денег. Разбирательство длилось 8 лет. В 1835 г. архитектора сослали в Вятку (сейчас – Киров), причем запретили там работать на государственной службе. Все его имущество было реквизировано и распродано с торгов. Там он познакомился с другим ссыльным, титулярным советником Александром Герценом. В Вятке Витберг спроектировал Александро-Невский собор. В 1840 г. ему разрешили вернуться в Петербург. В последние годы жил в бедности, умер в 1855 г.

А к строительству Храма Христа Спасителя вернулись в 1839 г. – 10 (23) сентября состоялась торжественная закладка нового здания в русско-византийском стиле по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось 44 года – освящен храм был только в 1883 г. В 1931 г. он был взорван, а к 1997 г. – восстановлен.

Но это, как говорится, была уже совершенно другая история… 

Молодой, романтичный, наивный... Таким был автор первого проекта Храма Христа Спасителя Александр Витберг (портрет кисти П.Ф. Соколова (1791 - 1848))
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2