Понедельник 18 июня, 14:06
Ясно + 26°
Дмитрий Ягодников в МГТУ им. Баумана. В его личном кабинете — симбиоз прошлого и настоящего: зеленая библиотечная советская лампа отлично уживается рядом с ракетой-акулой .

Дмитрий Ягодников: плохой преподаватель и выглядит плохо. Шутка!

Фото: "Вечерняя Москва"
Каждый выпуск студенческая «Вечерка» старается печатать интервью с преподавателями, типичными и выдающимися одновременно.

 В этот раз корреспондент поговорила с Дмитрием Алексеевичем Ягодниковым, заведующим кафедрой «Ракетные двигатели» МГТУ им. Н. Э. Баумана, о законах логики, хороших преподавателях и «Республике ШКИД».

О РАБОТЕ

Как вы стали преподавателем?

— Я начал обучать студентов в 1990 году, через два года после защиты кандидатской диссертации. С 2001 года работаю заведующим кафедрой. Моя работа неразрывно связана с проведением фундаментальных , поисковых и прикладных научных исследований. Это альфа и омега Бауманского инженерного метода подготовки специалистов высшей квалификации, известного за рубежом как русский метод обучения инженеров.

Вам нравится ваша работа?

— Если бы мне не нравилось — я не стал бы этим заниматься и начал бы осваивать иную сферу деятельности. Мне нравится возможность передать свои знания и опыт, чтобы сохранилась преемственность поколений отечественной школы создателей ракетно-космической техники. С конца прошлого века прошло не только более 10 лет. Мы живем в совершенно другой общественно-экономической формации. За это время менялись и контингент студентов, и их мотивация .

Изменилась и материально-техническая база обучения, это касается прежде всего информационных технологий и средств автоматизации проектирования и экспериментальных исследований. Внедряются интерактивные методы обучения. В последнее время актуальна ранняя профильная ориентация школьников. Для этого в нашем университете проводится олимпиада для школьников «Шаг в будущее».

О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ И СТУДЕНТАХ

Вы строгий преподаватель?

— Когда мне задают такой вопрос, я привожу пример учителя словесности из хрестоматийной «Республики ШКИД», который был добрым, веселым, музыкальным и нравился всем воспитанникам. Чем это закончилось — известно. Строгий, не строгий...Все относительно. Требовательный — точно. Стараюсь донести студентам, что без ответственности, требовательности в деле, которым мы занимаемся, в нашей стране не было бы ни запуска первого спутника, ни полета Гагарина, ни всего того, что составляет основу бытия. Плохой преподаватель и выглядит плохо. Шутка. Это тоже все относительно. Есть преподаватели от Бога. Для кого-то требовательный педагог — не очень хороший. Уверен, что у каждого преподавателя можно чему-то научиться и положить в свою копилку знаний что-то ценное. Здесь проявляется диалектика природы.

Как вы заинтересовываете студентов в своем предмете?

— Я считаю, что это не нужно. Важно объяснить место моего курса в ряде дисциплин специальности, показать взаимосвязь с другими курсами и их единство. Студенты «дифференцируются» сами. Не скрою, больше вкладываешь в тех, кто тянется за знаниями, у кого глаза горят. Но всегда много работаю и с теми, кому бывает тяжело. И если у них оценка «удовлетворительно» исправляется на «хорошо» или «отлично», то испытываю большее удовлетворение. А вот лентяев не жалую. Нельзя против воли заставить человека получать высшее образование.

Бывает, что у вас устанавливаются особенно теплые отношения с кем-то из студентов?

— Панибратство — нонсенс. Между студентом и преподавателем должны быть нормальные отношения, основанные на взаимном уважении.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Вы пользуетесь планом на парах или больше импровизируете?

— Процесс познания основан на объективных законах природы, которые отражают взаимосвязь всего происходящего на Земле. Есть такая наука — логика, есть ее законы, сформулированные еще Аристотелем. Преподавание в школе, вузе невозможно без учебного плана, четких программ изучаемых дисциплин. Без этого студенты будут получать эклектичные знания, которые трудно, скорее всего, невозможно применять в практических целях. Я уверен, что отечественное образование не утратило высокого уровня. Особенно в таких отраслях науки, как математика, физика и ракетно-космическая техника. Подтверждение этому: иностранные студенты, обучающиеся практически на всех выпускающих кафедрах. Они приезжают к нам из различных стран со всех континентов. Есть американцы, англичане, итальянцы, немцы, французы — представители стран G8. В медицине есть принцип — не навреди. В образовании все изменения должны быть не во вред не только самому образованию, но и нашей стране.

ДОСЬЕ

Дмитрий Алексеевич Ягодников, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Ракетные двигатели» МГТУ им. Н. Э. Баумана, директор Центра довузовской подготовки МГТУ им. Н. Э. Баумана. Руководитель хоздоговорных научно-исследовательских разработок, грантов РФФИ (Российского фонда фундаментальных исследований), ведущей научной школы России «Горение порошкообразных металлов в смесевых конденсированных и газодисперсных системах».

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Новости партнеров