Пятница 20 июля, 22:07
Пасмурно + 22°
Константин Исааков

Этот классический, времен Качалова, ранне-мхатовский принцип как нельзя лучше подходит к сегодняшнему историческому моменту на нашем туррынке. Все вроде замерло. Все вроде замерли. Новогодние (включая и «вокруг-новогодние») ранние бронирования, практически завершены: все приличного качества праздничное, за редким исключением, раскуплено. И денег в турагентские офисы уже почти никто не несет.

Туроператоры, похоже, прикинули - что-то удалось заработать, а что-то так и не сумели на наших с вами зимних каникулах. И принимающие компании из разных стран, пожалуй, тоже присматриваются и решают, с кем из российских партнеров продолжать договорные отношения, а из каких заведомо убыточных альянсов надо бы поскорее, с наименьшими потерями вынырнуть.

Да, не понесем наши кровные, сэкономленные и тщательно подсчитанные рубли в турфирмы еще, как минимум, до второй половины февраля. Если не до марта, когда народ, изнемогая от зимней промозглости, вспомнит-таки: а ведь будет апрель («Вы уверены? Да, я уверен!»), а потом и май, и лето...

Турбизнесу жизненно важно этот период пережить. Выжить – поодиночке: каждой отдельной фирме. Потому как тяжело. Пусть первым бросит в меня камень тот туроператор, который скажет, что у него нынче все в порядке: живет он без долгов и хоть с маленькой, но с прибылью.

Но, известное дело, держать паузу (спросите любого артиста!) ох, как трудно. И некая суета на рынке сейчас все же происходит. На него, вы удивитесь, приходят новые зарубежные игроки. Новые круизные программы объявил недавно один из крупнейших мировых операторов морских путешествий MSC Сruises. Чилийцы, ранее даже не мечтавшие о российских туристах, а ныне проведшие пышную презентацию в самом «Президент-отеле», рвутся составить конкуренцию стремительно завоевавшей в последние годы у нас популярность Мексике. И, что вообще для кого–то прозвучит фантастически, хочет стать одним из любимых мест нашего отдыха Бахрейн (логика у бахрейнцев, впрочем, вполне понятная: мы «за углом» от Дубая, отдыхаете в ОАЭ, загляните и к нам).

Иностранцев, конечно, можно понять. Для них межсезонье – самое оно. Это время новых контактов, время завоевания новых партнеров. И вот наши операторы, которым, как вы помните, сейчас выдержать бы паузу и выжить, радостно облизнувшись, спешат в объятия «новой любви». Справятся ли? Переварят ли новые, не раскрученные направления, новые туры? Ведь дело-то, на первых порах, весьма затратное! Так они же и по старым, дающим какой-никакой доход программам в долгах, как в шелках.

Ой, не уверен.

Словом, тихого межсезонья в нашем турбизнесе как-то не получается. Хватательный рефлекс срабатывает. Ну как пройдешь мимо новых соблазнительных предложений. А как их расхлебывать - как-нибудь разберемся! Чуть ли не каждый день – какие-то презентации, пресс-конференции, чествования, объявление новых рейсов, направлений. Видится мне в этом что-то судорожное, суетливое. И чреватое.

Так давайте хотя бы мы, клиенты, возьмем паузу – и подержим ее, сколько можем. Сколько надо. Присмотримся к происходящему на рынке. Почитаем сводки с «полей сражений». Конечно, если мы купили уже что-то на зиму, на каникулы, то дай нам бог удачно съездить! Без заложенных кем-нибудь из организаторов тура «бомб замедленного действия», которые имеют обыкновение взрываться в самый разгар нашего отдыха.

А по весне, обозрев поле битвы, можно будет начать новый раунд. И обратиться за путевками к турфирмам. К оставшимся в живых.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Новости СМИ2

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER