Created with Sketch. Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER Created with Sketch.
Вторник 17 июля, 14:07
Облачно + 29°
В Главном штабе Эрмитажа открылся зал московского концептуалиста Д.А.Пригова

Зал московского неканонического классика Пригова открылся в Эрмитаже

Фото: Михаил Садчиков-младший
Отличный пример не соперничества, а сотрудничества двух столиц.

Государственный Эрмитаж открыл в здании Главного штаба зал Д.А.Пригова (1940-2007) - русского поэта и прозаика, художника, скульптора, актера, одного из основоположников московского концептуализма, автора большого числа текстов, графических работ, коллажей, объектов, инсталляций, перформансов. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, представляя новый зал, сказал, что это не только дань творчеству выдающегося творца, но и важное событие для Эрмитажа, в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», который призван представить искусство конца прошлого, начала нынешнего века.

Если раньше для современного искусства в Эрмитаже нередко не находилось помещений, то с передачей музею части зданий Главного штаба ситуация изменилась кардинально. Дух захватывает от тех горизонтов, что появились у главного музея России!

По проекту реконструкции восточного крыла здания Главного штаба, которая началась в 2008 году, Главный штаб, сохранив внешний облик, преобразился. Старые, грязные дворы заменили огромные светлые атриумы под стеклянной крышей. Полностью обновленное здание откроется к 250-летнему юбилею Эрмитажа в 2014 году, в отреставрированных 35-ти тысячах кв.м. появится 98 (!) выставочных залов, но уже сейчас Главный штаб встречает посетителей на выставки и проекты один другого интересней.

И вот отдельного зала удостоен москвич Дмитрий Пригов, чей архив наследники Пригова передали Эрмитажу. Основой для выставки стали 400 работ Дмитрия Пригова, переданные в 2010 году в дар Эрмитажу его вдовой Надеждой Приговой. А вскоре будет открыт и зал, пожалуй, самого знаменитого в мире русского современного художника, еще одного московского концептуалиста Ильи Кабакова. В Эрмитаже уже сейчас находится «Красный вагон» - инсталляция Кабакова и его жены Эмилии, в которой звучит советская музыка. Работы была создана в 1993 году для Венецианской биеннале.

В дальнейшем в Главном штабе Эрмитаж разместятся музей искусства XIX-XX века, музей Фаберже, музей нумизматики. Целый этаж займет «Галерея памяти Щукина и Морозова», куда переселится из Зимнего дворца столь популярный у посетителей корпус работ импрессионистов и постимпрессионистов.

В новом зале Пригова представлены мастера из серий Malevich, «Бестиарий», а также «Красная композиция» и эскизы к инсталляциям «Серия с черными лентами» и «Серия с именами художников». Здесь же по эскизам последней серии воспроизведены две инсталляции. Так как графические работы могут выставляться при свете не дольше трех месяцев, то одни работы будут отправляться на хранение, другие займут их место. Таким образом, за несколько лет удастся показать всю графику Пригова, которая имеется в данной коллекции, а затем этот процесс начнется заново. Выставка разместилась в трех залах, она будет открыта до января. Затем продолжит работу только первый из залов, который и будет далее называться «комнатой Пригова» и станет, как говорят исследователи, лабораторией современного русского авангарда.

- Эрмитаж — синтетический музей, в котором сходятся вместе разные виды искусства. В этом смысле Пригов нам очень подходит: у него, как и у человека Ренессанса, были разные интересы в искусстве, а концепция мультимедийности Главного штаба, где расположится современное искусство, этим требованиям соответствует, - сказал Михаил Пиотровский. Директор Эрмитаже подчеркнул также, что открытие зала Пригова - это еще и отличный пример не соперничества, а сотрудничества двух российских столиц. Действительно, над проектом вместе работали Учебно-научная лаборатория имени Д. А. Пригова, созданная в 2011 году в структуре Центра новейшей русской литературы Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета, а также Отдел современного искусства Государственного Эрмитажа, и многие другие фонды, организации.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Одним из самых ярких на торжественной церемонии открытия стало выступление Ирины Прохоровой, главного редактора журнала и издательства «Новое Литературное Обозрение»:

- Я имела честь быть основным издателем произведений Пригова с начала 90-х годов. Мы издали все его четыре романа, двухтомник стихотворений, его интервью, много различных статей, текстов, и я очень рада, что сейчас мы говорим о нем уже как о классике. Один из сборников материалов о Пригове назывался «Неканонический классик». И хотя теперь Пригов «поселился» в Эрмитаже, по-прежнему очень важно слово – неканонический. Творчество Пригова противится привычным рамках канонической классики. Сейчас мы издаем его собрание сочинений, и первый из пяти томов должен был выйти как раз к открытию зала в Эрмитаже. Но мне позвонили и сказали, что какие-то странные вещи происходят с иллюстрациями, они никак не выстраиваются, сбиваются все коды, и так далее. Мы стали разобраться и выяснили, что сбои произошли именно там, где, по мнению «духа Дмитрия Александровича», неверно выстроено логика иллюстраций. Мне кажется, неканонический классик воспротивился самой идее юбилейности, а, с другой стороны, логика развития сюжета потребовала исправления. Я не склонна к мистике, но с произведениями Пригова это происходит постоянно. В какой-то момент мы обнаружили, что каждый том начинается на букву «М»: Москва, Места, Монстры, Монады и Мысли. И я без преувеличения считаю его Данте XX века, потому что он был абсолютно ренессансным художником, оставившим след во многих видах искусства. Поэтому сделать его собрание сочинений – задача не из простых. Я очень надеюсь, что в какой-то момент Пригов станет и достоянием широкой читающей публики, а не только специалистов. Ведь если мы хотим понять глубинную драму советского существования, то, наверное, никто другой, как Дмитрий Александрович, не смог так точно выстроить эту трагическую вселенную, трагический универсал советского бытия.

Открытие зала Пригова стало центральным, но не единственным событием «Недели Д.А.Пригова Санкт-Петербурге». Его стихи звучали прямо на уличном перформансе на Малой Садовой, его друзья и коллеги, среди которых самым энергичным и активным был, пожалуй, народный артист России Вениамин Смехов, читали стихи Пригова в лучших концертным залах, звучали музыкальные произведения и даже целая опера во славу этого неканонического классика.

КСТАТИ

Режим работы экспозиций Эрмитажа в Главном штабе: вторник – суббота - 10.30- 18.00, воскресенье - 10.30-17.00, выходной день – понедельник. Продажа билетов прекращается за 30 минут до закрытия Главного штаба. Кроме зала Пригова, в Главном штабе в данный момент и до 13 января открыта выставка «Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья» - английских художников, участники группы «Молодых Британских Художников», что выдвигались на соискание Премии Тернера. На экспозиции представлены работы «Конец веселья», «Травмировать, чтобы оскорбить, чтобы травмировать», «Ужасы войны» и другие. До 13 января открыта и выставка работ величайшего испанского художника XVIII – XIX веков Франсиско Гойи. На экспозиции представлено 40 графических листов из собрания Государственного Эрмитажа – офорты из четырех разных серий и несколько рисунков, выполненных литографским карандашом.

В Главном штабе работают и еще несколько очень интересных временных выставок.

В Главном штабе Эрмитажа открылся зал московского концептуалиста Д.А.Пригова
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2