Воскресенье 24 июня, 16:06
Пасмурно + 26°
Александр Глозман и у токарного станка стоит в белоснежном халате и в галстуке. Он уверен, что учитель технологии должен быть образцом интеллигентности. Поэтому его уроки любят даже те, кто после школы намерен заниматься исключительно умственным трудом

Александр Глозман: На уроке труда надо работать и руками, и головой

Фото: "Вечерняя Москва", Петр Болховитинов
Александр Глозман — первый москвич, ставший учителем года. Тогда он был простым преподавателем труда (или, по-современному, технологии) в центре образования № 293. Сегодня Александр Евгеньевич — еще и директор этой школы.

Нет в ученическом фольклоре персонажа хуже, чем «трудовик». Он солдафон и грубиян, рычит как тигр и размахивает молотком. И ладно бы преподавал что-нибудь «полезное для жизни», вроде английского или информатики. А то заставляет строгать какие-то табуретки, которые в любом гипермаркете купить можно! А вот Александр Глозман доказал, что урок технологии — это очень здорово.

Ой, Александр Евгеньевич, а почему вы в белом халате? Вы сегодня учителя химии замещали?

А что, преподаватель технологии должен обязательно ходить в синей замызганной хламиде? Он должен выглядеть и вести себя не менее интеллигентно, чем преподаватели других предметов.

Ну да, тем более, я смотрю, у вас и девочки занимаются! В наше время нежная половина класса училась печь оладьи и вязать. А на станках работали одни мальчишки…

По новому образовательному стандарту ученик может выбирать, что изучать — ведение домашнего хозяйства или индустриальную технологию (то, что вы называете «работой на станках»). Поэтому в мастерские приходят и девочки. Конечно, пришлось немного изменить стиль работы. Например, замечания делаю очень деликатно, чтобы не ранить самолюбие мальчишек.

Кстати, о мастерских...

У нас их семь. Кабинеты для ведения домашнего хозяйства, для начальной школы, компьютерный класс, мастерская по керамике, обработке древесины и металла, кузница.

Это в ней выковали замечательную кольчугу, что висит в вашем музее?

Да, ее сделал ученик 11-го класса. Мы не верили, что Саша справится до выпускного с этой кропотливой работой в одиночку. Надо было сделать и сплести между собой 30 тысяч колец (проволока скручивается в пружину, разрезается на отдельные кольца, они соединяются). Сейчас Александр Сергеевич Василенков преподает в нашем центре. Но недавно одна девушка его превзошла: сделала кольчугу… из бисера! Получился оригинальный женский костюм по мотивам доспехов древних воинов.

Все бы такие были! А то молодежь теперь в массе своей безрукая. Гвоздя вбить не умеет, справляется только с ложкой да «мышкой»…

У многих детей сейчас проблемы с физической подготовкой, усидчивостью и координацией движений. Им труднее, чем нам в свое время, дается монотонная работа вроде строгания или опиливания. Да и времени на обучение у них в два раза меньше: по сравнению с советскими годами часы на «технологию» уменьшены вдвое.

Зато нынешние дети легко переключаются и осваивают новые инструменты и технологии. И что главное — им нравится работать руками. Особенно если можно задействовать и ту самую «мышку». Например, наши ученики очень любят изготавливать резные и кованые изделия, эскизы для которых разрабатываются на компьютере.

Вообще на уроке технологии надо еще работать и головой. Ребята не просто учатся работать с материалами, но и конструируют и моделируют, создают образцы, учатся делать презентации своих проектов. Есть где проявить творческий подход, изобретательность, смелость мышления.

Будущее — за интеграцией «материальных» и мультимедийных технологий. Они к тому же позволяют дать представление о самых современных производственных операциях, которые нельзя смоделировать в школе (хотя мы и стараемся закупать новейшие станки). Например, устроить кузнечную и электродуговую сварку мы можем и у себя. А вот плазменную — уже нет. Нужны хотя бы учебные фильмы, где она показана. И не только она: полезно было бы понаблюдать, как делаются окружающие нас вещи — от мороженого до самолета.

Да, на красивую работу и посмотреть приятно.

Конечно! Я вообще удивляюсь, почему на уроках истории рассказывают об одних только царях и полководцах. Ведь история объектов материальной культуры не менее интересна! А что мы о них знаем из школьного курса? Разве только про изобретение колеса, печатного станка и паровой машины.

Я стараюсь восполнять этот пробел: мы с ребятами на каникулах ходим в этнографические экспедиции, собираем предметы старого быта. Очень познавательно наблюдать за эволюцией разных приспособлений. Как раньше гладили белье? Наматывали мокрым на скалку и прокатывали рубелем — деревянной пластиной с насечками. Так и в современных гладильных машинах тот же принцип, только он сопровождается еще и нагреванием.

Один поэт в шутку благодарил своего учителя труда, что благодаря ему «не служил я ямщиком на почте» и «тяжкий молот выше не вздымал». Словом, выбрал «интеллигентную» профессию. Чем уроки технологии — особенно индустриальной — могут пригодиться, если ты собираешься всю жизнь проработать в офисе?

Ребята получают опыт реальной созидательной деятельности, что, несомненно, поможет их профессиональному само определению. Кроме того, уроки технологии способствуют формированию мужского начала в мальчиках и женского — в девочках. Это особенно важно сегодня, когда многие семьи неполные, мальчиков воспитывают мамы и бабушки. Еще недавно сила мужчины проявлялась не только в его физических качествах, но в добротности его хозяйства, сноровке, умелости. А сегодня поколение созерцателей с увлечением наблюдает за чудесами строительства и ремонта с телеэкрана и при этом неспособно создать что-то свое.

Справка

● Александр Глозман (р. 1964) окончил Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской. Кандидат педагогических наук. Доцент.

● Победитель профессионального конкурса «Учитель года России» (1997).

● Заслуженный учитель РФ (1998).

● Директор центра образования № 293. Лауреат премии Президента РФ в области образования.

● Кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание» (1999).

● Лауреат главной общественной награды «Национальный олимп» (2005).

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2