Вторник 19 июня, 23:06
Пасмурно + 19°
Песни Бориса Гребенщикова о Боге стали ораторией.

Песни Бориса Гребенщикова о Боге стали ораторией

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
Группа верующих христиан опять оказалась сильно против произведения искусства.

И попыталась организовать скандал, сравнимый с той шумихой, что в прошлом сезоне устраивали вокруг оперы «Золотой петушок» Большого театра в постановке Кирилла Серебренникова. Досталось всем, но более всего, конечно, самой публичной фигуре проекта – Борису Гребенщикову: нельзя мол, подобно сектантам, петь о Боге, слагая свои индивидуалистические тексты.

В основу оратории, написанной для симфонического оркестра, хора и солистов положены, действительно, не канонические священные писания, а тексты и музыкальные темы семи песен группы «Аквариум», которые напрямую связаны с евангельскими и библейскими мотивами. Это композиции «Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Еще один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости». Именно факт причастия к оратории легендарного БГ, духовные поиски которого не ограничиваются пределами христианства, и сделал данный концерт событийным.

В отличие от Бориса Гребенщикова, доцент кафедры компьютерной музыки РАМ им. Гнесиных и член композиторского содружества «МОСТ» (Музыкальное Объединение «Современная Традиция») Андрей Микита – малоизвестный и редко исполняемый автор. Хотя на его счету много самых разных опусов. Но больше всего духовной музыки. Более всего, пожалуй, известна его «Литургия красоты» на стихи Бальмонта.

Для исполнения «Песен о Боге» собрали представительную компанию: Российский национальный оркестр, за дирижерский пульт которого встал Алексей Пузаков, сразу три хора - Афонский «Филафонитэ», Московский Синодальный и Патриарший хор Храма Христа Спасителя, а также двух солистов – Станислава Мостового и Наиру Асатрян, где тенор - герой-рассказчик, а у сопрано нет слов, только «вокализ-плач» на грани истерики.

К счастью, концерт обошелся без митинговых страстей. Семидесятиминутная оратория состоит из 16 частей: семи песен, шести модулирующих интермедий между ними, называемых «антифонами», а также Пролога, Симфонической схолии (авторского комментария) и Эпилога. Все части исполняются без пауз, перетекая одна в другую. В итоге получилось масштабное, формально сакральное произведение, грамотное по композиции и оркестровке. Но в оратории нет главного – той притчевой глубины и концентрации чувств, что так свойственны песням Бориса Гребенщикова.

Культовые музыканты современности не прочь потешать самолюбие, обратившись к академическому жанру. Например, Пол Маккартни вместе с композитором Карлом Дейвисом создал «Ливерпульскую ораторию», премьера которой состоялась в 1991 году в величественном англиканском соборе Ливерпуля, где в детстве Маккартни пел мальчиком в хоре. Сэр Пол был счастлив - альбом продержался пару недель на первой позиции в классических чартах по всему миру, а также появился на 177-м месте в общем чарте всех англоязычных записей.

Борис Гребенщиков, как и обещал, лично прибыл на свой консерваторский дебют. Все исполнение своей оратории просидел в директорской ложе, спрятавшись за занавеской. И на поклоны к публике, вопреки ожиданиям, так и не вышел.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Борис Гребенщиков, музыкант:

– Я об этом замысле узнал около года назад. Мягко говоря, был удивлен. Я не настолько развит, чтобы даже думать о том, православен ли я? Крестик на груди не признак православия… Но все церковные песнопения, насколько мне известно, происходят из народных напевов. И все, что я пишу, проистекает из того же самого источника. И сегодня я чувствую себя скорее слушателем, нежели автором. Люди оказали мне честь тем, что взяли мои песни и что-то с ними сделали. Мне очень интересно, что из этого в итоге выйдет, но к авторству происходящего в Консерватории я не имею ни малейшего отношения. Я написал песни. Все. Они ваши. Делайте с ними все, что хотите… Музыка имеет обыкновение меняться. А мы просто здесь завязли в таком болоте, что и не замечаем этого. Россия, наверное, последняя страна в мире, которая слушает Scorpions. Опомнитесь люди, рок-музыка умерла в семидесятых годах прошлого века. Или, может, даже раньше, когда Элвиса забрали в армию.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2