Понедельник 25 июня, 18:06
Ясно + 23°
Наталья Есипова

За ужином дедушка торжественно объявил, что решил подарить любимой внучке машину. Родственники радостно зааплодировали, дедушка раздувался от гордости, а внучка с трудом сдерживала слезы. То, что дедушка уважительно называл «надежным автомобилем», люди с насмешкой называли «запором»…

Внучка – это я. Несколько лет моей жизни прошли, как в известном анекдоте: почему «Запорожец» нужно было водить тремя руками? Потому что одной рукой держишься за руль, второй – за коробку передач, а третьей вытираешь слезы. Как говорится, полчаса позора и ты уже в университете. «Ушастика» надо было оставлять за пару кварталов, чтобы не увидели сокурсницы - филологини всегда были неласковы на язык. От кавалеров это чудо блекло-голубого цвета тоже тщательно скрывалось. Комедию «Три плюс два» про первых советских хипстеров я ненавидела. Ведь именно там герой Андрея Миронова говорил крылатую фразу: «Консервная банка системы «Запорожец».  Двигатель с воздушным охлаждением издавал нещадный грохот с таким характерным завыванием, что звук было трудно спутать с работой мотора другой машины.  В общем, его можно было быстрее услышать, чем увидеть. «Наша лягушонка в коробчонке едет» - с гордостью говорил дедушка, не замечая, с какой легкостью он добавляет новые комплексы во внучкину копилку.

Через три года я разбила его окончательно и бесповоротно. Тщательно скрываемую радость омрачало лишь искреннее горе дедушки. Я пересела на автобус и на много лет забыла про автолюбительство. Почему я все это вспомнила? Потому что именно сегодня, 22 ноября, ровно 52 года назад была выпущена первая партия автомобилей «Запорожец». Говорят, что при разработке этой машины глава конструкторского бюро Владимир Стешенко решил, что новый «Запорожец» должен стоить не дороже  тысячи бутылок водки. Сначала так и было: поллитровая бутылка водки стоила 1 рубль 80 копеек, а машина - 1800 рублей. Но через какое-то время принцип равенства нового ЗАЗа тысяче бутылок уже не соблюдался.

А уж сейчас это правило вообще не работает: где вы найдете новую машину за 170 тысяч рублей? Впрочем, сейчас не работают многие правила из прошлого. Ведь за каких-то двадцать лет мир абсолютно изменился: сотовые телефоны есть уже у дошкольников, равно как и игровые приставки, тончайшие телевизоры, современные автомобили. Размеренный мир букв и слов сменил мир быстро сменяющихся кадров. Растущее с каждым днем количество гаджетов превращается в некий технологический фетишизм, стремление всё и вся «машинизировать».  

И «ушастик» закономерно стал настоящим раритетом, если не сказать чудом автомобильного винтажа. Есть энтузиасты, которые не только восстанавливают народную микролитражку, но и занимаются искусным тюнингом. И все это, как мне кажется, потому, что историю надо беречь. В том числе и историю отечественного автопрома, в которой, к сожалению, было не так много громких побед. Но вот странное дело: моя теперешняя машина почему-то  напоминает того, первого и тогда ненавистного, маленького и ушастого. Догадываетесь, почему?

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2