Суббота 21 июля, 22:07
Дождь + 22°
Олег Фочкин

Попробуйте провести эксперимент: какие пьесы великого Лопе де Вега Вы и ваши друзья сумеете назвать сходу. Не задумываясь. Уверен, что большинство назовет «Собаку на сене», немного поднатужившись, вспомнят «Учителя танцев». Ну и еще две-три пьесы, которые в 70-е годы активно переводили на язык кинематографа в Советском Союзе. И запомнились эти фильмы даже не столько сюжетом, сколько замечательной игрой актеров: Маргариты Тереховой, Михаила Боярского, Николая Караченцева и, конечно, до сих пор непревзойденного Владимира Зельдина.

А всего-то потребовалось адаптировать самого плодовитого драматурга мира «для нужд и чаяний советского народа», добавить веселых песен и музыки. И вот уже любой житель нашей огромной страны знает, кто такой Лопе де Вега.

Почему я вспомнил сегодня о нем? Лопе Феликсу Де Вега Карпьо, или просто Лопе де Вега, как мы все привыкли его называть 25 ноября исполнилось 450 лет.

По его собственному свидетельству, количество написанных им пьес превышает 800, однако его первый биограф, Монтальвана, утверждал, что Лопе де Вега написал 1800 комедий и 400 ауто. Все они в стихах, в сумме 21 316 000 строк. Ни одна из пьес не заняла у своего создателя более трёх дней, а часто он писал пьесу за сутки. Нередко во время работы за спиной сочинителя стояли актёры, они выхватывали листы с ещё не просохшими чернилами и бежали репетировать. А еще он первым теоретически обосновал свои творческие принципы в поэме «Новое искусство писать комедии в наше время». И было это, напомню, в самом начале 17-го века...

Из 1800 пьес Лопе де Вега до нас дошло лишь 426.

Кстати, он писал и о России – в 1617 году с успехом шла пьеса «Великий князь Московский и гонимый император» о Лжедмитрии. Еще до того, как в Европу дошла весть о его смерти.

Пожалуй, осмылить творчество великого испанца и его феномен пока никому и не удалось...

Рассказ о его жизни — тема не для колонки. По крайней мере, не для этой. Вундеркинд, шалопай, бабник, путешественник, солдат, инквизитор.

Погребен он был в церкви святого Себастьяна в Мадриде, которая в 1937 году была взорвана фашистами. Вскоре после смерти де Веги его пьесы были запрещены, и вновь стали популярны благодаря Гарсиа Лорке и его театру в 30-е годы.

Лопе де Вега как Феникс возрождается и становится популярен в те времена, когда народ ищет опору и начинает смеяться над собой и своей жизнью.

Сегодня почти никто так не пишет. То ли разучились, то ли нет необходимости. Но если почитать де Вегу, то мы найдем в его пьесах очень многое из нашей жизни. Ведь суть-то человеческая не поменялась. Что высмеивалось и обожествлялось 400 лет назад, продолжает занимать наши умы и сегодня.

И запреты здесь не помогут. Если книга того стоит, она обязательно вернется к людям. Даже если на ней поставить гриф «18+». Вас он остановит, когда по телевизору покажут «Собаку на сене»? Нет. Мы все равно посмотрим.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Новости СМИ2

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER