Суббота 23 июня, 22:06
Пасмурно + 26°
Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!».

«Джентльмены, удачи!» покажут под Новый год

Фото: kinopoisk.ru
Критики размышляют, почему сейчас так бурно плодятся ремейки.

Началось все с продолжения «Иронии судьбы», «Служебного романа» и «Карнавальной ночи». Результаты сборов продюсеров окрылили. И понеслось! Запущены в производство сразу две новые «Кавказские пленницы», «Белое солнце пустыни», «Волга-Волга», «Земля Санникова», «Иван Васильевич меняет профессию», наконец те самые «Джентльмены, удачи». Скорбный список пополняется с каждым днем, ремейки просто выдаются «на-гора».

«Шли на дело - попали на елку» 

Главную роль в новых «Джентльменах», которые снимают Александр Баранов и Дмитрий Киселев, сыграет… конечно, Сергей Безруков. А кто еще? Он станет аниматором детского центра Лешей Трёшкиным, «инфантильным и жизнерадостным», как говорится в пресс-релизе картины. И конечно окажется двойником опаснейшего вора и убийцы Смайлика. Дальше будет, конечно, похищение из музея - на этот раз национального символа Казахстана — Доспехов Золотого Воина. Далее, как вы понимаете, припертый к стенке Трешкин-Безруков окажется в тюрьме - но в Египте, где сидят в тюрьме двое подельников Смайлика. Потом, конечно, побег, гонки, переодевание и обязательно Новый год… «Шли на дело - попали на елку» - слоган картины. Все просчитано. В том числе и любовная интрига. Главное,  убеждают создатели, «найти свою любовь». Найдется ли зритель на этот продукт - вопрос другой. 

Вторая свежесть  

Вообще ремейки посыпались не вчера. Вот Валерий Тодоровский снял своего «Любовника» по фильму «Другой мужчина» с Антонио Бандерасом. А «Побег» Егора Кончаловского  – ремейк американского фильма с Харрисоном Фордом.

У голливудцев - еще больше дров. Например, вестерн «Великолепная семерка» - ремейк фильма «Семь самураев» Куросавы. После успеха японского ужастика «Звонок» появилось множество его «ужасных» ремейков - «Проклятие», «Темная вода», «Один пропущенный звонок», «Глаз» и др. Примеры можно приводить до бесконечности. «Город ангелов» - то же «Небо над Берлином», «Правдивая ложь» - «Убийца», «Нью-Йорское такси» - французское «Такси», «Пришельцы в Америке» - просто «Пришельцы», «Талантливый мистер Рипли» - «Место под солнцем», «Отступники» - «Двойная рокировка», «Одержимость» - «Квартира». «Солярис» Содерберга - «Солярис» Тарковского... и т.д. и т.п. Причем очень редко новая версия превосходит старую.

Видно, но не стыдно

Напомним значение слова. «Ремейк» или «римейк» (возможны оба варианта) произошли от английского слова remake —  буквально «переделка». Оно означает «более новую версию или интерпретацию ранее изданного произведения (фильма, песни, любой музыкальной композиции или драматургической работы). Ремейк не цитирует и не пародирует источник, а наполняет его новым и актуальным содержанием, однако «с оглядкой» на образец. В кино это фильм, снятый по мотивам другого фильма. Зачастую режиссеры ремейков по-своему перерабатывают оригинальный фильм, но в основном снимаются новые версии, полностью повторяющие оригинал.

Жизнь как дубль

Почему все-таки художники так увлечены копированием? В картине Сергея Лобана «Шапито-шоу» этому дается философское объяснение. «Мы живем в эпоху эрзаца», - говорит герой, двойник Виктора Цоя. Ремейки, копии, дублеры - вот ориентиры культурного ландшафта сегодня.

Вот как объясняет это социокультурное явление кинокритик Виктор Матизен:

- Есть причина творческая, - говорит критик - когда художнику нравится какой-то фильм и хочется повернуть его неожиданной стороной, поиграть с ним. Я люблю такого рода ремейки. Собственно, это не ремейк, а повторная экранизация одного романа на протяжении многих лет. Выходит иногда интересно (так,  «Золушка» экранизировалась сто раз с 1898 года, «Гамлет» — 74 раза, «Доктор Джекилл и мистер Хайд» — 52, «Робинзон Крузо» — 44, «Собака Баскервилей» — 14 раз - Прим. Автора). Надо обновлять тему - каждая эпоха требует своего подхода. Но это редкий случай.

Второй мотив - коммерческий. Привлекает то, что раньше имело успех. Продюсер думает: сейчас немножко подновим и снова продадим. Таких историй - большинство. Смотреть такое кино - тоска зеленая. Я их не люблю.

Как распознать, что перед тобой? Только имя режиссера здесь гарантия, считает Матизен. Если режиссер серьезный - он не будет заниматься коммерческими переделками. В ином случае и внимания не стоит обращать на такое «кино» - вроде новых версий фильмов Рязанова или Гайдая. Рязанов, как и Гайдай - талантливый человек, чего не скажешь о тех, кто берется за новые версии. Не умеете - не беритесь. Ничего хорошего из этого не получится.

Матизен удивляется людям, которые это смотрят:

- Очевидно, ими двигает некая ностальгия по тому времени, когда они были молодыми, - говорит критик. - Во-вторых, старая эстетика. Им хочется, как раньше. Но это то же самое, как перекрасить и подгламурить старое здание 17 века! Или сделать позолоченную копию со статуи Микельанджело и продать на рынке. А то чего она такая белая, невзрачная? Это кому-то нравится, и народ будет раскупать. Почти все ремейки - это кич и новодел. Редкий процент удач бывает

Наконец, третья причина - скудость творческого воображения. Ну не хватает мозгов на новый сюжет!

Вот и пытаются зацепиться за старый успех, считает критик.  

Спи, мое солнышко, спи…  

Но почему же сограждане так тянутся к ремейкам? Можно дать психологическое объяснение: люди прячутся от тревоги за завтрашний день. В этой норке уютно, спокойно, тепло, как в детстве, когда мы восхищались сказками Гайдая, Рязанова или Данелии.

Ремейки ведь, по сути, сказки, которыми убаюкивают измученное триллерами и боевиками зрительское сознание. Заметьте, процветают они именно в художественном кино. В документальном перепевать старое никому в голову не придет. Там поднимаются темы острые, злободневные и успех зачастую не измеряется кассой, чего не скажешь о нашем телевидении.

- Весь сегодняшний «репертуар» нашего телевидения - это один сплошной ремейк, - убежден критик Юрий Богомолов. - Все развлекательные программы и ток-шоу  основаны на повторении, перепевах каких-то старых песен, мелодий, персонажей. Это такое затянувшееся прощание со старой эпохой, что очень ярко показала 30-я годовщина смерти Брежнева.

В кинематографе же попытки воспользоваться старыми схемами в условиях сегодняшней действительности, вложить новое содержание в «старые меха» идет от бессилия наших кинематографистов, драматургов перед лицом несколько хаотичной действительности и творческого бездорожья.

Без спекуляции

- Я пока что не видел ни одного удачного ремейка, - говорит Богомолов. - Новая «Ирония судьбы» - это все-таки как бы сиквел. Продолжение. отя по сути обыгрывается та же сюжетная схема. Новая «Ирония» - это испорченная сказка. Удачный коммерческий проект, но не более. «Служебный роман. Наше время» - чистый капустник, который имеет отдаленное отношение к прошлому и настоящему. Этот вал ремейков сродни моде на раскрашивание старых советских картин. Как правило, ничего удачного не получается.

Но недавно я видел фильм «Все просто» молодой выпускницы ВГИКа Сони Карпуниной, ученицы Сергея Соловьева. Это скрытый ремейк «Иронии судьбы». И там все получилось. Режиссер (она же и сценарист, и актриса) смогла описать новую буржуазную реальность, которая у нас в зачаточном состоянии, воспользовавшись отсылками на старое кино.

Удачные ремейки - те, которые не явны, не спекулятивны, когда автор не пытается слегка подновить и сделать косметический евроремонт, считает Богомолов.Тогда что-то получается.

Даешь контроль!

Почему все-таки сейчас так активно переснимают комедии Гайдая?  

- Картины Гайдая уникальны своей карнавальностью, - считает Богомолов. - Она, как и мелодрама, не стареет, сохраняют свою актуальность. Это обаятельное артистичное шоу.

Конечно, у зрителей - пожилых - осталась и ностальгия по советским ценностям. Ремейк на этом заквашен тоже. Прелесть советской действительности - в контролируемой действительности, в замкнутом кругу друзей, близких, родных. Даже преступления в тех фильмах понятны и уютны. Какой бы злодей ни был - он под контролем.

А в нашей сегодняшней действительности все достаточно проблематично - слишком много оборотней как в погонах так и без них, как явных так и скрытых. Тут ностальгия, скорее, по стилистике, а не по реальности.

Обилие ремейков, по мнению критика, обязательно приведет в перенасыщению.

Планку не перепрыгнуть

А что думает по этому поводу социология? Оказывается, российский кинозритель к ремейкам относится с недоверием. Исследовательский центр Romir Movie Research выяснил, насколько интересны современные интерпретации комедий Гайдая и Данелия российскому зрителю.

Наиболее удачным результатом можно назвать кассовые сборы фильма «Ирония Судьбы. Продолжение» (2007 год, $49,9 млн); прошлогодний ремейк «Служебного романа» собрал в три раза меньше – $14,6 млн.

По результатам опроса среди городского населения России, проведенного в августе Romir Movie Research совместно с журналом The Hollywood Reporter, лишь 28 процентов опрошенных испытывают интерес к отечественным ремейкам. Среди них 11 процентов уверенно заявили, что точно пойдут смотреть новые версии любимых советских фильмов, еще 17 процентов склоняются к этому. А противоположного мнения придерживаются почти половина опрошенных (44 процента). В целом более половины (55 процентов) россиян относятся к производству ремейков положительно либо нейтрально.

Многие сограждане принципиально не хотят видеть ремейки на любимые с детства комедии. По мнению специалистов, это связано с тем, что советскими оригиналами была задана  настолько высокая планка режиссуры и актерской игры, что оправдать зрительские ожидания сейчас крайне сложно и практически невозможно.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2