Вторник 19 июня, 10:06
Пасмурно + 23°
 Рабочий и колхозница затмили орла.

Рабочий и колхозница затмили орла

Фото: "Вечерняя Москва"
История знаменитой пары началась со Всемирной выставки в Париже в 1937 году, рассказывает экскурсовод Музейновыставочного центра «Рабочий и колхозница» Людмила Полей.

Юнкоры «Вечерки». Встречаем!

Проект «Московский подрост’ОК!» запущен! Инициативные и юные корреспонденты «Вечерней Москвы» пока учатся в школе, но уже делают первые шаги к тому, чтобы стать настоящими акулами пера. Юнкоры «Вечерки» пишут для своих сверстников. В возрасте 13-14 лет слова взрослых воспринимаются с трудом, а донести свою точку зрения, наоборот, кажется очень важным.

Наши юнкоры ежедневно будут рассказывать своим сверстникам о самых интересных городскихсобытиях и развлечениях для подростков, писать на близкие для них темы.

Бригаду начинающих журналистов набрали из самых активных слушателей школы юного репортера «Новый фейерверк», которую недавно открыл главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.

Все материалы юнкоров будут выставляться в специальном разделе сайта vm.ru «Московский подрост’ОК!».

За несколько лет до нее в СССР был объявлен конкурс на лучший павильон, представлявший первое в мире социалистическое государство. Свои варианты представили ведущие архитекторы страны — Щусев, Мельников, Алабян, Веснин, Гинзбург. Но только у конструктивиста Бориса Иофана удался ясный, светлый образ молодой страны, прошедшей через 20 лет фантастических свершений.

Работа Иофана построена на хорошо воспринимаемых пропорциях. Скульптуру он уподобил луврской Нике — летящей победе.

Проект архитектора был принят, но нужно было доработать фигуры рабочего и колхозницы. Скульптор Вера Мухина оживила их, придала им порыв. Она уловила психологический настрой общества, находящегося на душевном подъеме, и выразила это в своей работе. Многие думают, что у «Рабочего и колхозницы» были реальные прототипы.

Мол, актер Столяров, звезда кинофильма «Цирк», — рабочий, а в Москве до сих пор живет «крестьянка». Это не так.

Юная пара — собирательные образы, это представители трудового населения страны. «Рабочий и колхозница» должны были стать манифестом новой архитектуры нового государства — шутка ли, 23,5 метра, 75 тонн. Скульптуру составили из отдельных стальных листов, которые соединяли и крепили дополнительным каркасом в крупные блоки, и уже их навешивали на основной каркас и приваривали к нему. Все это производилось на опытном заводе ЦНИИмаш под руководством профессора Львова. Для этого проекта он изобрел метод и специальное приспособление для контактной точечной электросварки нержавеющей стали.

Наш павильон построила на берегу Сены французская строительная компания из своих материалов. На облицовку главного пилона был привезен газганский мрамор из Узбекистана. Получилось триумфальное здание длиной 165 метров и высотой 34 метра, увенчанное скульптурной композицией «Рабочий и колхозница».

Внутри было шесть залов. Чтобы показать, какое небывалое строительство развернулось в СССР, главным экспонатом павильона решено было сделать пятиметровый макет Дворца Советов, кстати, это проект того же Бориса Иофана. В первом, самом нарядном зале поставили обелиск с барельефом текста Конституции. В остальных помещениях были представлены живопись, скульптура и народные промыслы новой страны.

Напротив советского павильона выпало стоять сооружению нашего идеологического врага — Германии. Узнав об этом, немцы увеличили высоту своего здания на несколько метров, чтобы затмить работу Советского Союза. Но они просчитались — их имперский орел потерялся на не рассчитанной для него вершине. Ведь его размер не изменился! Наша мощная пара же сразу произвела фурор среди парижан. Гранпри получили обе страны, но совершенно очевидно, что мы вырвались вперед.

После выставки павильон разобрали. А в 1939 году было принято решение поставить скульптуру около открывавшейся тогда Сельскохозяйственной выставки, ныне называющейся ВВЦ. «Рабочего и колхозницу» знали во всем мире. Власти спешили поставить монумент, поэтому водрузили пару на временный низкий постамент — 11 метров.

Как ни боролся потом Борис Иофан за полное воссоздание образа павильона, ему это не удалось. Поэтому многие выросли, зная, что скульптура «Рабочего и колхозницы» низкая. В Париже ведь ее никто не видел. Слышали, что была на выставке, и все.

Два года назад было решено вернуть «Рабочему и колхознице» первоначальный облик.

Их снова вознесли на былую, парижскую вершину. Длина павильона на 100 метров короче, но главный фасад, где изображены 11 республик и герб, соответствует оригиналу.

 

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости партнеров