Понедельник 25 июня, 16:06
Слегка Облачно + 22°
 «Ал. Алтаев» — писательница Маргарита Ямщикова.

Тайна писателя Ал. Алтаева — вымысел, ставший жизнью

Фото: "Вечерняя Москва"
В детстве я приходил в библиотеку и выискивал там книги, автором которых был неизвестный мне писатель, подписывавшийся «Ал. Алтаев».

Вместе с ним я погружался в мир Микеланджело и Рафаэля, Чайковского и Глинки, декабристов и бунтарей Средневековья. Казалось, что этот писатель-исследователь знает все и сам был очевидцем описываемых событий. Легкий язык.

Интересные диалоги, ненавязчивое погружение в мир науки, музыки, живописи. Многих других писателей мы с друзьями знали в лицо, изучали их биографии, видели на встречах в День детской книги.

А вот Ал. Алтаев оставался некой тайной… Потом многое забылось, появились иные вопросы, и только много лет спустя я с удивлением узнал, что за этим псевдонимом скрывалась замечательная и интереснейшая писательница Маргарита Владимировна Ямщикова. 4 декабря исполняется 140 лет со дня ее рождения.

Маргарита Ямщикова принадлежала к древнему русскому дворянскому роду. По матери ее род восходит к декабристу Никите Толстому. Род отца — помещика Владимира Рокотова — восходит к известному русскому художнику-портретисту XVIII века Федору Рокотову, сыну крепостного крестьянина, ставшему академиком живописи. Практически обо всех своих предках Маргарита Владимировна написала книги. Родилась будущая писательница в Киеве. Ее родители входили в круг свободомыслящих людей своего времени.

Мать, будучи замужем за вицегубернатором города Ковно Федором Львовым, дружила с Михаилом Салтыковым-Щедриным и, по слухам, прятала в своем доме тайно возвратившегося с каторги декабриста Михаила Муравьева-Апостола.

Отец по своим убеждениям был близок к «шестидесятникам» и еще до отмены крепостного права отпустил своих крестьян на волю с земельным наделом.

Писательница работала в литературе 70 лет: с 1889 по 1959 год, до смерти. Впервые Маргарита Ямщикова выступила с рассказом «Встреча Нового года», подписанным псевдонимом «Ал. Алтаев». Будущая писательница взяла псевдоним из прозы Якова Полонского, который благожелательно отнесся к ее первым литературным опытам. В книге, которую Полонский подарил начинающему автору, был рассказ, произведший на нее неизгладимое впечатление: «Рассказ вдовы».

Описывалась в ней жизнь некоего Александра Алтаева, человека беспутного, но в то же время талантливого и сердечного, с широкой душой. По собственному признанию, она сказала себе: «Женщине в литературу пробить дорогу ужасно трудно.

Я должна взять себе какой-нибудь мужской псевдоним. Буду подписываться «Ал. Алтаев».

Сегодня об авторе детской повести «Под знаменем башмака» помнят немногие. Но в начале прошлого века это имя высоко ценили в России. Корней Чуковский, например, называл Ямщикову «родоначальницей новой детской литературы». Именно с ее легкой руки в начале века начала выходить серия «Жизнь замечательных людей». Но после семнадцатого года бренд «ЖЗЛ» по законам «пролетарской справедливости» присвоил себе Алексей Максимович Горький.

Ямщикова признавалась, что для своих произведений она обычно выбирала «моменты исторических бурь», что в биографическом повествовании ее привлекали «не внешние броские события, а переживания, быт, психологическое развитие личности выдающегося человека».

Ее книги были по-своему полемичными для переломной эпохи. Когда звучали призывы сбросить Пушкина с парохода современности, отрицалось значение «буржуазного» искусства, они просто и ненавязчиво напоминали о непреходящих ценностях прошлого, побуждали к изучению истории.

В первые годы после революции 1917 года книги Ал. Алтаева соперничали по популярности с книгами Горького, а в последующие десятилетия издавались большими тиражами, продолжая расходиться мгновенно. Читают их и сегодня.

Последний мемуарный очерк Ямщиковой «Мои друзья — читатели» был опубликован уже после смерти писательницы в 1959 году.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2