Понедельник 25 июня, 03:06
Ясно + 14°
 Сергей Голомазов

Сергей Голомазов: Наш театр поразил кадровый беспредел

Фото: Фото с сайта Театра на Малой Бронной
«Вечерняя Москва» расспросила Сергея Голомазова о его новой постановке и отношении к репертуарному театру.

Художественный руководитель театра на Малой Бронной Сергей Голомазов ставит спектакль «Почтигород». Премьера назначена на 14 декабря. В спектакле заняты выпускники курса Российской Академии Театрального искусства, которым руководит режиссер.

В преддверии премьеры «Вечерка» расспросила Сергея Голомазова о его постановке и отношении к репертуарному театру.

- Сергей Анатольевич, о чем ваш новый спектакль?

- Он состоит из девяти историй — странных, своеобразных, фантастических. Но при всей своей сюрреалистичности они написаны языком человеческого театра. Я бы обозначил жанр как «магический реализм». Спектакль «Почтигород» - о способности любить другого человека, что в преддверии грядущего апокалипсиса вселяет определенный оптимизм.

- На ваш взгляд, в маленьком городе, или, может быть, на небольшом острове больше возможностей для того, чтобы любовь проявилась и расцвела?

- Волшебное чувство любви может возникнуть где угодно — и на острове, и, допустим, в заколдованном мире или на другой планете! А вот как человек, которому выпало это богатство — любить, им распорядится - вопрос другой. Иногда в самой безнадежной судьбе, когда в поиске счастья человек доходит до дна, происходит чудо любви, - и это дорогого стоит. Такие чудеса происходят не только в кино, или в театре, но и в реальной жизни. Как мне кажется, в ожидании любви совсем необязательно ехать на остров, или попасть в «Почтигород». Когда чудо уже близко, то местность приподнимается над бытом, становясь как бы неземной...

- Много сейчас споров и скандалов вокруг репертуарных театров. Как вы к ним относитесь?

- Все репертуарные театры в нашей стране, подвержены одной болезни, которая называется «кадровый беспредел». Я имею виду ситуацию, когда у художественных руководителей театров нет возможности брать на работу новых талантливых актеров, а бездельников выводить за рамки штатного расписания. Если бы такое право существовало, то театры жили бы более полноценной и здоровой жизнью. Например, в авиации невозможно, чтобы пилот, который давно не летает, числился бы в летном составе. А если актер попал в труппу театра, то, значит, навсегда - до самой смерти. Случилось это в результате популистских законодательных решений в начале 90-х годов, когда руководителям драматических театров в принципе запретили увольнять актеров. Плоды этих «авангардных» решений мы пожинаем сейчас, когда репертуарные театры уже больны хронически, более того, находятся в состоянии распада. Каким-то образом эту болезнь нужно срочно лечить — вводить аттестацию, контракты, принимать поправки в Трудовое законодательство. Но разве это правильно, что я не могу прервать трудовые взаимоотношения ни с одним бездельником, который был взят в театр до 2007 года? Не скрою, что в Театре на Малой Бронной есть работники, которых просто нужно гнать — за их профнепригодность, разгильдяйство, лень, за откровенный саботаж! Кстати, это не только актеры. Есть социальная сторона вопроса, но ее можно решить с помощью льгот, социального пакета. К сожалению, пока мы только разговариваем на эту тему, негодуем, а театры продолжают задыхаться.

- Сергей Анатольевич, как в принципе вы относитесь к актерам? Жалеете их как людей ранимых? Или придерживаетесь другого метода — жесткого, отчасти деспотичного. Ваш учитель — Андрей Гончаров, по рассказам многих его учеников-актеров, был беспощадным?

- Единой методы в подходе к актерам быть не может. По своей природе актерская профессия — зависимая, и во многом женская, так считают профессионалы. Но сами люди бывают разные: одни - требуют честного разговора, другие — ласки и доверия, а третьи ищут даже жестокости в отношении к ним. Есть актеры, на которых голос нельзя повысить. А есть такие, на которых пока не накричишь, не способны работать. При этом и те, и другие могут быть бесконечно талантливыми...Бывают периоды мучительных капризов. Немирович-Данченко видел параллели актера, работающего над ролью с беременной женщиной, которой хочется то соленого, то горячего. Каждый актер требует индивидуального подхода. У кого-то «роды» проходят безболезненно, у кого-то невыносимо, кому-то необходимо делать кесарево сечение. Нужно ли актеров жалеть? Конечно, да! Актерская братия требует ласки, внимания, заботы, но не только. Бывает, что нужен и кнут. Режиссер должен обладать психологическими навыками в работе с людьми. Я знал очень талантливых режиссеров, у которых была великолепная фантазия, высокий интеллект, невероятный талант, но с людьми работать не получалось, и в результате они терпели крах...А есть режиссеры с весьма средними способностями, но при умении работать с коллективом, добиваются серьезных успехов.

- Сергей Анатольевич, чем вы руководствуетесь, набирая актерский курс в РАТИ?

Мне все равно - какая у абитуриентов ширина плеч, длина ног. По большому счету, ценю в человеке качества художественного порядка. А если при этом еще и хорошие внешние данные - замечательно! Фантазия, интересная личность, харизма, сценическая заразительность. Бывает, что человек - "душа компании", а выходит на сцену и смотреть не на что, а бывает - сидит в углу "мышка", а на сцене от него глаз не оторвать. Ремесленные критерии отбора в театральные вузы на актерские факультета все же существуют.

- Настоящий педагог сразу обнаружит в молодом человеке талант?

- Сразу ничего увидеть нельзя. Существуют тесты, среди которых чтение стихов, прозы...Есть и другие педагогические приемы на выявление чувство юмора, ребячества, озорства - качеств, необходимых для актера. Лично я увидеть талант с первого раза не могу...Мне нужно провести несколько тестов, упражнений, приглядеться...

- Сергей Анатольевич, вы один из немногих мастеров театральных вузов, которые берутся трудоустраивать своих лучших выпускников, следить за их актерской судьбой…

- Да, практически в полном составе моя предыдущая мастерская в РАТИ сегодня работает в Театре на Малой Бронной. Благодаря своим ученикам я сумел выжить в этом театре и даже "вырулить" ситуацию. Если бы их у меня не было, я даже не знаю - как сложилась бы моя судьба в качестве художественного руководителя Театра на Малой Бронной...Будем стараться, чтобы и лучшие выпускники нынешнего нашего курса работали в театре.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2