Created with Sketch. Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER Created with Sketch.
Понедельник 16 июля, 19:07
Пасмурно + 28°
Елена Васильевна Образцова с любимцами той-пуделями. Людям нужна, и им нужна, и кустам в саду нужна, смеется она.

Елена Образцова: У певца, кроме голоса, должен быть интеллект

Фото: PHOTOXPRESS
Ровно полвека лет назад выпускница Ленинградской консерватории Елена Образцова дебютировала на сцене Большого театра в опере Мусоргского «Борис Годунов».

Ее Марина Мнишек покорила не только Самозванца, но и эмоциональную московскую публику. Сегодня знаменитая оперная дива в гостях у читателей «Вечерней Москвы».

- Елена Васильевна, что для вас Москва?

- Как что? Все! Большой театр – это мой дом, в котором я пропела пятьдесят лет. У меня здесь свой музыкальный фонд, я счастлива, что случилось чудо и, наконец, через много-много лет, я добилась этого. А сейчас я добиваюсь открытия Международной академии музыки. Так что Москва – это мой дом, я прожила здесь большую и лучшую часть жизни. И я счастлива, что живу здесь.

- Москву называют музыкальной столицей России. Вы согласны с этим?

- Конечно. Сейчас здесь собраны самые большие музыкальные силы.

- Чего музыкальной Москве, на ваш взгляд, не хватает?

- Профессионализма.

- А я-то думал, концертных залов с отменной акустикой?

- Концертных залов очень мало. И что надо обязательно сделать – это отобрать для музыки Колонный зал. Потому что там замечательная акустика. А заседать по разным поводам можно в других залах.

- Вы проводите ежегодные конкурсы молодых исполнителей...

- Да, провожу еще и конкурсы.

- Какие качества, помимо голосовых данных, необходимы молодому исполнителю для того, чтобы достичь успеха?

- Голос – это самое малое из того, чем  должен обладать певец. У него должен быть интеллект, он обязан знать историю, литературу, живопись, иностранные языки. Много чего ему надо знать, но самое главное – он должен накопить в душе много такого, чем  можно поделиться с людьми.

- Как вы оцениваете профессиональный уровень молодых певцов?

- Сами по себе, ребятишки просто замечательные, одаренные. Но чем больше они учатся, тем сложнее для них становится овладеть профессией, потому что педагогов хороших очень мало. Поэтому мне так хочется создать Международную музыкальную академию, где будут обучать не только певцов, но и педагогов.

-  Ваша мечта уже имеет практические очертания - разрешение властей, строительный проект, финансы?

- Нет, он ничего не имеет, кроме поддержки двух президентов – сначала мне подписал письмо Путин, потом свою подпись поставил Медведев. Но пока все это тонет в чиновничьем болоте. Может быть, это свершится когда-нибудь, например, к столетию со дня моего рождения. Хорошо бы быстрее, пока еще живы великие мастера, с которыми я пела всю жизнь.

- Было много шума вокруг новой постановки «Евгения Онегина». Интересно, как вы относитесь к современным трактовкам классических опер?

- Очень плохо. Я считаю, что это преступление века. Эти, так называемые режиссеры, ставят поганые спектакли и тем самым просто убивают оперу. Из-за них интерес к опере падает.

- Они  называют это правом на самовыражение…

- Там выражать-то нечего, там нет ничего за душой, вот они так и самовыражаются. Началось все во Франции и в Германии, а сейчас эта зараза пришла к нам.

- Приходилось слышать, что опера - отмирающий вид искусства…

- Нет-нет, не беспокойтесь. Это не мы придумали и не нам ее хоронить – все будет нормально. Похороним сначала этих страшных людей, которые бездарно и бессовестно калечат классику. Я имею в виду режиссеров.

- В 2000 году вы дебютировали на драматической сцене?

- Да.

- И продолжаете играть и сегодня, буквально на днях в Театре Сатиры шел спектакль «Реквием по Радомысу» с вашим участием…

- Да, я с удовольствием играю с замечательными актрисами – Верочкой Васильевой и Олечкой Аросевой. Мы играем этот спектакль с сентября и у нас все спектакли идут с аншлагами, поэтому мы счастливы.

- Если сравнить драматическое и оперное искусство, законы одни и те же?

- В опере немножко сложнее, потому что, кроме того, что ты должен играть как драматический актер, тебе надо еще и петь. Ты должен следить за хором, за дирижером, за тем, чтобы быть на свету, чтобы никто не наступил тебе на платье (смеется) и так далее. Оперное искусство гораздо сложнее драматического.

- А когда вы влюбились в оперу? Помните свое первое потрясение от оперного искусства?

- Это было очень давно. Я слушала пластинки, которые папочка привез из-за границы, мне было пять лет. И вот тогда-то, в пять лет, у меня уже зародилась жажда петь классическую музыку.

- Вы солировали на сценах лучших оперных театрах мира, какая у вас самая любимая площадка?

- Конечно, Большой театр, Метрополитен-опера и «Ла Скала» - вот три сценические площадки, которые я очень люблю. Больше всего я пела в Большом и в театре «Лицеум» в Барселоне. Это очень хорошие залы с замечательной акустикой. Часто пела в Гамбурге, Мюнхене, Вене, Париже.

- У вас есть любимая оперная партия?

- Да. Из русского репертуара – это Марфа в «Хованщине» Мусоргского. А в западной музыке… Я много пела западной музыки, так что трудно сказать. Наверное, это «Сельская честь», «Аида», «Трубадур»

- Вы снимались на западе во многих музыкальных фильмах, почему у нас в стране картин по оперной классике практически не снимается?

- Снимать некого и некому - нет ни певцов, ни режиссеров.

- Вы пробовали себя и в режиссуре?

- Да, я поставила «Вертера» в Большом театре и очень бы хотела поставить «Кармен».

- А исполнителей на главные партии найдете?

- Да, есть такая певица Элина Гаранча, которая замечательно поет и в Метрополитен и в «Ла Скала». Я бы пригласила ее в «Кармен». И тенора сейчас есть просто замечательные, их тоже можно было бы пригласить.

- Елена Васильевна, в последнее время вы частый гость на телевидении. Недавно мы вас видели в составе жюри телешоу «Две звезды» на Первом канале…

- Да, было такое.

- Как вы относитесь к телевизионным проектам, где и дилетанты и профессионалы выступают в одной связке?

- Это не очень хорошо с профессиональной точки зрения. Но если смотреть как на телешоу, то это очень мило. И я считаю, что ничего плохого в этом нет.

- Вы раскритиковали Анастасию Волочкову, выступавшую в этом проекте в качестве певицы…

- Да, но это нормально. Если бы я, например, выступила как танцовщица, то, наверное, меня тоже бы покритиковали.

- Волочкова великолепная балерина, но как вокалистка абсолютно бездарна - у нее нет ни голоса, ни слуха… Как вы думаете, зачем ей этот позор?

- Она делает рейтинг Первому каналу – так я себе представляю.

- Вы были героиней программы «Временно доступен», которая вышла 4 мая на канале «ТВ Центр». Какие у вас впечатления от участия в этой передаче? 

- Когда меня приглашали, я сразу же сказала, что буду разговаривать, только если передача будет ласковая и добрая. Такой она и была. Я счастлива, что ведущие задавали умные вопросы, и в студии была очень хорошая атмосфера

- Что еще хорошего произошло в вашей жизни за последнее время?

- Самое главное, что я нужна людям, что люди приходят на все мои концерты и спектакли. Я получаю много приглашений отовсюду, из разных стран мира. Часто работаю в жюри конкурсов. Провожу свои конкурсы, в этом году будет конкурс певцов в Петербурге, заявку на участие в котором уже подали 120 человек. Как я уже говорила, в этом году я открыла свой фонд. Мы уже провели две замечательные акции: одну для того чтобы поддержать тех женщин, которые создавали славу Большого театра. Сейчас они на пенсии, и мне хотелось их вспомнить и помочь им. А буквально три дня назад прошел вечер моего фонда для маленьких ребятишек. Мы передали им денежки, подарки и дали для них замечательный концерт в Пушкинском музее. Так что много хороших событий. Впереди большой музыкальный конкурс в Англии. А сейчас я уезжаю в Японию на полтора месяца - я там преподаю уже много лет.

- Елена Васильева, вы ведь преподавали и в московской консерватории?

- Да, преподавала, но дело в том, что у меня было много гастролей, и мне не хотелось оставлять девочек без присмотра. Это я считаю, некрасиво, надо или работать или не работать. И я ушла.

- Что-то мы все о работе, да о работе, а хватает ли у вас времени на детей-внуков…

- Внук у меня живет в Испании, и я очень страдаю по этому поводу. Дело в том, что дочь жила в Испании, но, наконец-то, ностальгия ее заела, и она вернулась обратно. Младшей внучке еще три годика – она замечательная девочка. А потом у меня еще дома три собачки маленькие - той-пудели и четыре аквариума с рыбками. В саду ждут моей помощи после зимы мои кусты и деревья. А еще я пишу книги, сочиняю стихи, разучиваю новые программы - так что работы очень много.

- Интересно, какой мужчина мог бы быть рядом с вами?

- Наверное, уже никакой, но у меня были замечательные два мужа: один физик-теоретик, а другой - дирижер.

- Как будете отмечать полувековой юбилей на оперной сцене?

- В декабре будут концерт в Большом театре. Но какого числа пока не знаю. Я пришла в Большой театр 50 лет назад - 17 декабря.

- Спасибо, Елена Васильевна. Здоровья и успехов в юбилейном году вам желает весь коллектив газеты «Вечерняя Москва».

- Спасибо, «Вечерку» всегда приятно читать, потому что это умная и хорошая газета, а я не люблю, когда печатают всякие глупости.

Справка "ВМ" 

Елена Васильевна Образцова – выдающаяся оперная певица (меццо-сопрано), актриса, педагог. Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, в семье инженера Василия Образцова и конструктора Натальи Образцовой. Народная артистка СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1976).

В репертуаре певицы 40 партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века. Подлинная стихия певицы — музыка высоких романтических чувств, исполненная глубокой, страстной экспрессии, порывистости, лирической проникновенности и одухотворенности. Многие ее роли стали живой классикой современной оперной сцены. Е. Образцова ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. Репертуар ее сольных концертов включает в себя музыку более чем 100 русских и зарубежных композиторов.

Первый супруг — Макаров Вячеслав Петрович (род. 1938), физик-теоретик, доцент кафедры в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Второй супруг — Жюрайтис Альгис Марцелович (1928—1998), дирижер Большого театра, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. 24 октября 1981 года открыта малая планета № 4623, которая получила имя "Образцова". В 2003 году выпущена почтовая марка с портретом Елены Образцовой в серии "Знаменитые петербуржцы". Живет и работает в Москве.

Елена Васильевна Образцова с любимцами той-пуделями. Людям нужна, и им нужна, и кустам в саду нужна, смеется она.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2