Портал городских новостей

21:39 Четверг, 27 апреля

Погода на завтра: днем 9..11 ночью 3..5
$ 56,31 61,50
Четверг, 27 апреля 9..11 $ 56,31 61,50

5 знаменитых скульптур Веры Мухиной

11:28 1 июля 2013 1
Вера Игнатьевна Мухина (1937 год)

Вера Игнатьевна Мухина (1937 год)

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"

1 июля 1889 года родилась Вера Мухина – легендарная женщина-скульптор, оставившая яркий след в советском монументальном искусстве.

Детские и девические годы Мухина провела в Феодосии, куда увез её отец, опасавшийся за здоровье дочери. Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Окончив гимназию и переехав в Москву, где стала учиться живописи. С 1912 по 1914 год она жила в Париже, где в Академии Гранд Шомьер училась у скульптора-монументалиста Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.

Грандиозный монумент "Рабочий и колхозница", представленный на Всемирной выставке 1937 года в Париже, принёс Мухиной всемирную известность и стал её "визитной карточкой". В 1939 году он был установлен недалеко от северного входа на ВДНХ, а в 1947 году стал эмблемой киностудии "Мосфильм". Москвичам также хорошо известны такие работы скульптора, как памятник Максиму Горькому, установленный в 1943 году у Белорусского вокзала, и памятник Петру Чайковскому у здания Московской консерватории.

В конце 1930-х годов Вера Игнатьевна работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста ("Гимн Интернационалу", "Пламя революции", "Море", "Земля", "Плодородие", "Хлеб"), большая часть которых была доведена до ума уже после смерти мастера. Неосуществлёнными остались многие работы Мухиной, в том числе памятники Свердлову, Ленину и челюскинцам. За свою долгую творческую жизнь Вера Мухина стала лауреатом пяти высших премий СССР, неоднократно награждалась орденами, была членом президиума Академии Художеств СССР.

"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку самых известных произведений выдающегося скульптора.

Монумент "Рабочий и колхозница"

"Идеал и символ советской эпохи", представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом, был выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Его высота составила около 25 метров, общий вес — 185 тонн.

Идейный замысел скульптуры и её первый макет принадлежал архитектору Борису Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. Ещё во время работы над конкурсным проектом "очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот". Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки.

При перевозке из Парижа в Москву скульптура была повреждена, а в январе-августе 1939 реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ВВЦ). Увидев постамент для установки памятника, Вера Мухина назвала его "пеньком".

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент, повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно укороченный в задней его части. Торжественное открытие монумента состоялось 4 декабря 2009 года. 4 сентября 2010 года был открыт музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница", расположенный в постаменте монумента.

Наведите курсор на изображение

Памятник Петру Чайковскому у здания Московской консерватории

В 1929 году по просьбе Николая Тимофеевича Жегина - директора дома-музея Чайковского в Клину, Мухиной был выполнен бюст композитора. Спустя 16 лет она получила персональный заказ на создание памятника Чайковскому в Москве, будучи уже признанным мастером и одной из немногих женщин-скульпторов в СССР.

Первоначально Мухина стремилась изобразить композитора, дирижирующего стоя. От этого варианта она была вынуждена отказаться: это требовало достаточно большого пространства. Она предложила второй вариант скульптуры, в которой Пётр Ильич изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Особой деталью многофигурной композиции второго варианта являлась фигурка юного пастушка, символизирующая интерес композитора к народному творчеству. Этот вариант также вызвал замечания. Прежде всего, они касались статичной фигуры композитора. Из-за некоторой двусмысленности фигурку пастушка пришлось заменить на фигуру сидящего крестьянина, однако отказались и от неё. Вместо человеческих фигур появилась драпировка сценического занавеса, выполненного из бронзы. Изменился и пьедестал — он стал больше и поменял цвет.

В начале 1945 года первый завершённый вариант проекта памятника Чайковскому был отвергнут приёмной комиссией. Лишь через два года на заседании художественно-экспертного Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР был принят второй вариант памятника. Однако ещё несколько лет пришлось дожидаться решения о его установке, несмотря на то, что бронзовая фигура уже была отлита. Открытие памятника состоялось через год после смерти Мухиной – в 1954 году.

Наведите курсор на изображение

Памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала

Проект памятника Максиму Горькому был создан скульптором Иваном Шадром в 1939 году. В 1951 году Мухина завершила проект, и он был установлен на площади Белорусского вокзала. 16 декабря 2005 года скульптуру демонтировали, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади Белорусского вокзала. Всё это время Горький находился в Парке искусств «Музеон», однако 21 мая 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил о его скорейшем возвращении на прежнее место.

Наведите курсор на изображение

Скульптура "Наука" у здания МГУ

Наведите курсор на изображение

Скульптура "Хлеб" около Водного стадиона

Идеалы счастливого социалистического общества, стремление к новым знаниям и достижениям во всех сферах жизни были раскрыты Мухиной в многочисленных скульптурных композициях, часть из которых была установлена в Москве уже после смерти скульптора. К примеру, без величественной "Науки" сложно представить себе главное здание МГУ, однако и более скромные композиции – такие, как "Хлеб" и "Плодородие", установленные неподалёку от Водного стадиона, моментально "слились" с ландшафтом на радость многочисленным посетителям парка.

Наведите курсор на изображение

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 легендарных шедевров Антонио Гауди

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

РИА Новости

Новости Финам

Новости партнеров