Портал городских новостей

4 неизвестных произведения Данте Алигьери

13:34 13 сентября 2013 1700
14 сентября 1321 года скончался прославленный итальянский поэт и философ Средневековья, Данте Алигьери

Его роль в мировой художественной культуре, его заслуги перед отчизной и перед всем человечеством неоспоримы. Великий литератор, мыслитель, богослов, политический деятель, основатель единого литературного итальянского языка, автор легендарной «Божественной комедии», он прожил недолгую, но насыщенную жизнь, полную трагизма и глубины.

Годы деятельности Данте приходились на нелегкое для Италии время политической разобщенности. Данте, родившийся во Флоренции, но вынужденный бежать из родного города, скитаться по городам и весям, всю свою жизнь выступал за политическое объединение Италии в сильное просвещенное государство. Он находился на шаг впереди Средневековья, провозглашая наступление нового времени - гуманизма, расцвета культуры эпохи Возрождения.

Точная дата рождения Данте доподлинно неизвестна, поскольку в те времена запись рожденных детей во Флоренции еще не велась. Все сведения о поэте в основном были записаны с его собственных слов, точно так же, как и его художественный портрет был написан со свидетельств очевидцев. Исходя из упоминаний в произведениях, эта дата относится к периоду 21 мая - 20 июня 1265 года. При рождении ребенок был крещен как Дуранте Алигьери. О семье тоже известно немного: мать рано умерла, отец умер в 1283 году, оставив в наследство Данте и его брату и сестре небольшое имение во Флоренции. Известно, что мальчик получил хорошее многопрофильное образование, интересовался философией, астрономией, искусством. Первые произведения относятся к 1280-м годам.

Данте широко известен романтическим ореолом вечной любви к Беатриче, которую он воспевал в своих произведениях. Впервые он встретил Беатриче Портинари, когда ему было 9 лет, будучи всего на год старше ее, второй раз – в 18 лет, когда она уже была замужем. Этих двух встреч хватило, чтобы прекрасная девушка заполнила все его мысли. Для счастья Данте хватало лишь ее приветствия, ее слова. О ней поэт продолжал писать и после ее ранней смерти в 25-летнем возрасте. И даже женившись на Джемме Донати - а это был распространенный тогда выгодный брак - он продолжал любить Беатриче.

Данте в основном известен, как автор «Божественной комедии». Действительно, это венец его творчества. Это эпическое стихотворное полотно о путешествии души после смерти: Ад, Рай, Чистилище – были прописаны настолько экспрессивно, что многие современники боялись Данте, считая его личность демонической. Есть даже сведения о том, как горожанки шептались, видя идущего по улице поэта: «Посмотрите, вон идет человек, который опускается в ад и возвращается оттуда, когда ему вздумается, принося вести о тех, кто там томится!». Данте же хотел в своем произведении не только помочь простым людям избавиться от страха смерти, но и выразить глубокую философско-политическую мысль. Так, он всячески обличал представителей папской власти, порицал духовенство и ратовал за объединение государства. К тому моменту Данте уже был изгнан из Флоренции представителями соперничающей политической партии, и горькая тоска по родине и неприятие политической ситуации сквозили в его творчестве.

К сожалению, часто немногим читателям, восхищающимся «Божественной комедией», известно о других произведениях Данте. Пользуясь случаем, «Вечерняя Москва» поможет заполнить этот пробел и расскажет о менее известных произведениях литератора:

«Новая жизнь» («La Vita Nuova»), 1292

Это произведение, созданное через два года после смерти Беатриче, историки литературы называют первой автобиографией. В ней Данте в сонетах, канцонах и прозе рассказал о своей любви, давшей ему «новую жизнь». О событиях того времени в произведении нет практически ничего. Это живое душевное повествование о человеческих чувствах, полное тонкого психологизма, «малая книга памяти» и один из лучших лирических сборников Средневековья. Именно благодаря этому произведению стало известно об истории первого детского знакомства с Беатриче, об их последующей встрече. Стихи Данте были достаточно новы для того времени: они не успокаивали душу, а, наоборот, зачастую создавали гнетущее, грустное настроение, они были полны ощущения безысходности и незнания того, как быть дальше. Но в то же время в них сквозила горячая и жгучая страсть.

И в этот миг мне Бог любви вещает:
"Беги отсель иль в пламени сгори!"
Лицо мое цвет сердца отражает.
Ищу опоры, потрясен внутри;
И опьяненье трепет порождает.
Мне камни, кажется, кричат: "Умри!"
(XV, 4--5)

В стихах «Новой Жизни» усовершенствовался так называемый «сладостный новый стиль» итальянской поэзии середины XIII века, опирающийся на связь внутренней гармонии стиха с глубоко пережитыми чувствами. К лирике ощущений примешивались высокие идеи различных мыслителей (Аристотель, Платон, Фома Аквинский), учения о душе и разуме. Данте в «Новой Жизни» внес значительный вклад в это направление.

«Пир» («Il Convivio»), 1306—1308

Данный морально-философский трактат был написан уже в изгнании, которое, несомненно, наложило свой отпечаток на поэта. «Сладострастный» Данте стал более строгим и серьезным. «Пир» замышлялся, как аллегорический комментарий к 14 канцонам «Новой жизни», однако завершен не был. В нем Данте затрагивает вопросы богословия, философии, морали, астрономии, натурфилософии. Подобно средневековым схоластам, автор рассуждает о бессмертии и путях совершенствования души. Это произведение важно и тем, что к последней канцоне, где Данте сообщал умершей Беатриче, что встретил женщину, он оставил проясняющий комментарий. По его утверждению, эта «сострадательная дама» была не кто иная, как «достойнейшая дочь Повелителя вселенной, которую Пифагор именовал Философией» (II, XV, 12). Однако неизвестно, не лукавил ли мыслитель. На страницах «Пира» также сказано, что после смерти Беатриче Данте обратился к поискам истины и стал посещать философские собрания.

Еще одной важной особенностью является то, что Данте в «Пире» продолжал эксперименты с итальянским языком, покоряя его стихию и расширяя его границы, смешивая народный язык с высокими сентенциями, с абстрактными идеями. До этого для обозначения сложных конструкций в речи использовалась исключительно латынь. Усложняя разговорный итальянский язык, вводя в него некую «ученость», Данте стремился приобщить к знанию массы, сплотить народ Италии единой культурой. Также в «Пире» впервые была высказана гуманистическая мысль о равенстве людей, передовая для того времени.

Трактат «О народном красноречии» («De vulgari eloquentia»), 1306

Страстно увлеченный идеей о роли народного языка, как могучей силы духовного сплочения нации, Данте в разгаре работы над «Пиром» принялся за создание специального лингвистического труда «О народном красноречии», который можно называть первым в Европе научным исследованием по романскому языкознанию. Живо и интересно автору удалось провести исследование происхождения европейских языков, составить их классификацию, разделить на живые и мертвые. Широко используемую в то время латынь автор называет «мертвой» и противопоставляет живые языки романских народов. Однако увлекающаяся натура Данте, ринувшись в погоню за новыми идеями, не дала ему окончить трактат.

Трактат «О монархии» («De Monarchia»), 1312-1313

Данте всегда увлекался политической наукой и, чтобы лучше разобраться в принципах политической деятельности, он замыслил данный трактат. Это произведение являет собой своеобразную программу идеального политического устройства: гуманитарный император, рядом с которым стоит столь же идеальное папство. Притом, данное сосуществование должно основываться на разделении государства и церкви. Данте решительно отрицает традиционный миф о даре Константина, первого христианского императора, якобы даровавшего римскому папе власть над значительной частью Центральной Италии. Данте ругает Константина за раздробление государства и настаивает на независимости светской власти от духовной. Он призывает к законности и справедливости правителей, поскольку только через всеобщее благо, по его мнению, можно достичь спасения души. За этот трактат критики ХХ в. иногда обвиняют великого мыслителя в «отживших средневековых идеях» и «коммунистическом утопизме». А в XIV веке сторонники светской власти церкви обнаружили в произведении Данте опасную ересь. По свидетельству Боккаччо, биографа Данте, кардинал Бельтрандо дель Поджетто приказал сжечь попавшие ему под руку рукописи «Монархии».

Персоны:

Новости СМИ2

Загрузка...
Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров