Портал городских новостей

5 творческих ипостасей Константина Станиславского

00:42 17 января 2014 1559
Во всём мире Станиславский известен как создатель знаменитой актёрской системы

Во всём мире Станиславский известен как создатель знаменитой актёрской системы

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"

17 января 1863 года родился выдающийся театральный режиссёр, актёр, педагог и реформатор театра, создатель знаменитой актёрской системы, Народный артист СССР Константин Станиславский.

Год назад вся страна, если не сказать весь мир, отмечала 150-летний юбилей Станиславского. К этой круглой дате было приурочено множество проектов – театральных, телевизионных, педагогических и многих других. Настолько много, что осуществились пока не все. Так, к примеру, до сих пор не появился памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, который должен занять своё место в Камергерском переулке. Но год прошёл и вот уже снова 17 января – хороший повод вспомнить основателя Художественного театра.

Мальчику Косте, родившемуся в богатой купеческой семье, на роду было написано продолжить семейное дело. Но так уж складывается в русском театре, что именно фабрикантам – людям, весьма далеким, казалось бы, от искусства, удаётся то, что было не под силу многим другим. Так, за полтора века до Станиславского другой выходец из купечества – Фёдор Волков – стал Отцом русского театра, а Константину Сергеевичу предстояло стать отцом театра режиссёрского.
Тяга к театру у маленького Кости (тогда еще Алексеева) сформировалась весьма рано и все благодаря родителям, которые подарили своим детям не много не мало, как целый театральный павильон, где те могли в волю заниматься сценическим искусством. Тогда, правда, никто не думал, что эти "детские игры" превратятся для Кости Алексеева в смысл жизни. Дальше были любительские кружки, занятия с профессиональными артистами и – как венец – создание Московского Общества Искусства и Литературы. Того самого, что станет одним из «родителей» Художественного театра. К слову, именно в это время Алексеев берет себе псевдоним Станиславский, прославивший его на весь мир.

Будучи поначалу лишь актёром (впрочем, ценимым весьма высоко), спустя пять лет Станиславский берёт на себя и руководство режиссёрской частью. Отныне его привлекает не только самосовершенствование, но и общая картина спектакля, а также воспитание других – более молодых и неопытных артистов. Собственно, когда талантливых воспитанников у Станиславского накопилось достаточно много, стало понятно, что Общество они уже переросли и достойны своего театра. Состоялась знаменитая встреча в "Славянском базаре" и… возник МХТ. Дальнейшая судьба Станиславского в глазах современников и потомков будет уже неотделима от этого его детища. Хотя отношения и с "ребёнком", и с сооснователем Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, и артистами, будут совсем не простыми. Вплоть до полного разрыва. Тем не менее, именно здесь воспитает Константин Сергеевич своих великих учеников, именно здесь поставит свои лучшие спектакли и сыграет ярчайшие роли. Именно здесь создаст свою Систему.

Актёр, режиссёр, педагог, строитель театра – кем только не был Станиславский за отведённые ему 74 года. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить главные творческие ипостаси Константина Сергеевича.

1. Актёр

Свои актёрские опыты Станиславский начал ещё в домашнем Алексеевском кружке и продолжил их в Обществе Искусства и Литературы. Его тяга к профессии была настолько сильна, что довольно быстро он стал актером-любителем, которого не то что ставили вровень с сильнейшими профессиональными актерами, но порой оценивали и много выше их. Еще до основания МХТ он переиграл чуть ли не весь классический репертуар, но затем, поверив Немировичу, практически полностью отказался от трагической его части. По отзывам критики, его шедеврами на мхатовской сцене стали роли: Астров ("Дядя Ваня"), Штокман ("Доктор Штокман"), Вершинин ("Три сестры"), Сатин ("На дне"), Гаев ("Вишневый сад"), Шабельский ("Иванов"). Дальше были знаменитые своей фееричной комичностью Арган из мольеровского "Мнимого больного" и Кавалер из "Трактирщицы" Гольдони. А вот своего Сальери Станиславский среди удач не числил, равно как и не увиденного публикой Ростанева в "Селе Степанчикове". Последний, по воспоминаниям видевших репетиции, был прекрасен, но сам Станиславский считал, что Ростаневым он "не разродился". Спектакль не вышел, а Константин Сергеевич отныне доигрывал лишь свой прежний репертуар, так и не сыграв, начиная с 1915 года, ни одной новой роли. В юбилейные дни тридцатилетия театра Станиславский в последний раз вышел на сцену. Исполняя роль Вершинина, он почувствовал себя дурно, едва доиграл акт и слёг. Тяжёлое сердечное заболевание (грудная жаба, осложнившаяся инфарктом) навсегда лишило его возможности выходить на подмостки.

2. Режиссёр

Перспективы режиссёрского искусства Станиславский увидел после гастролей в Москве Мейнингенского театра, для которого первостепенное значение имела не блистательная актерская игра, а общая идея постановки, заключающаяся, прежде всего, в исторической достоверности и внимании к мельчайшим деталям. Историзм поначалу и для Станиславского-режиссера будет иметь определяющее значение, но совсем не долго – вскоре он сменится стремлением выявить "духовную сущность произведения". Первые постановки Художественного театра (в том числе все чеховские), собственно, и принесшие ему славу, были постановками совместными – на этом этапе Станиславский и Немирович работали сообща. В дальнейшем в их режиссерском подходе наметились значительные расхождения и каждый сосредоточился над своей работой. Теперь Станиславского все больше интересовал поиск новых театральных форм. Именно в этот период он зовет Мейерхольда и они открывают Студию на Поварской, где погружаются в символистский театр, а сам Станиславский ставит в МХТ мрачную "Жизнь человека" Андреева и волшебную "Синюю птицу" Метерлинка – тоже, пронизанные (каждая по-своему) духом символизма. Станиславский-режиссер постоянно ищет: ищет новые формы, новый театральный язык. Причем поиски эти диктуются совсем не внешними требованиями времени, но внутренней потребностью художника. Так первым его спектаклем после революции становится байроновский "Каин", а затем – словно на контрасте – выходит острый "Ревизор" с Михаилом Чеховым в главной роли. Интересно, что, несмотря на все это, Станиславского все чаще обвиняют в "театральной отсталости", «цеплянии» за старое. А дело было лишь в том, что его "новые формы" всё чаще касались не внешних проявлений, но внутренней актерской техники.

3. Педагог

Возможно, самым важным делом Станиславского стало создание его знаменитой Системы. Ещё в юности, увлекшись актёрским искусством, он пытался найти законы и правила для создания сильных и правдивых образов. Он не хотел верить, что театр – это лишь алхимия, псевдонаука, у которой нет прав на серьезное и структурированное учение. Мысль о создании нового театра, новой актёрской школы, принципиально иной театральной педагогики волновала Станиславского всю жизнь до последнего дня. Его ученики, воспитанные на разных этапах театральных исканий Мастера, создали множество школ и направлений, его Система стала на долгие годы крупнейшим педагогическим исследованием и практическим методом в воспитании молодых артистов. Этот труд, в котором до сих пор далеко не все понятно, однозначно и познаваемо, был ежедневным уроком Станиславского. Уроком, в котором он раскрывал для себя жизнь и природу и по мере своих сил отдавал это знание другим. Каждый современный актер театра и кино неизбежно приходит в своей работе к тем постулатам, которые Константин Сергеевич Станиславский сформулировал в своих уроках, книгах, тренингах.

4. "Строитель театров"

В копилке Станиславского не один только МХТ - нельзя не вспомнить ещё и Оперную студию Большого театра, что стала впоследствии Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко; Оперно-драматическую студию (ныне Драматический театр им. Станиславского); не говоря уже о студиях при МХТ, из которых вышел и МХАТ-2, и Вахтанговский театр. Хотя, несомненно, именно Художественный театр стал его главным и несмотря ни на что любимейшим детищем. Созданный буквально по кирпичику, этот театр из обычного частного театра (коих много развелось после отмены государственной монополии) превратился в идею, мечту о прекрасном театре, одновременно сменив Малый на посту «второго университета» для многих поколений театральных зрителей. И удалось это далеко не только потому, что Станиславский был великим режиссером, актером или педагогом – этого было бы слишком мало. В данном случае куда важнее был его не творческий, но практический опыт – опыт управления отцовской фабрикой и прекрасное понимание того, как все должно работать в любом успешном предприятии. Вот этого-то понимания крайне не хватает очень многим весьма талантливым театральным деятелям, способным создать, но не сохранить, не удержать новый театр.

5. Фабрикант

За бурной и кипучей театральной деятельностью Станиславского все время как-то забывается, что в руках Алексеева сосредотачивалось и непростое управление фабрикой семьи. Причем деятельность актерская и фабричная начались для него практически одновременно. Конечно, театр интересовал Константина Сергеевича много больше, но, возвращаясь на фабрику с очередных спонтанных гастролей, Алексеев-Станиславский дабы заслужить прощение отца успевал подготовить и проекты реорганизации производства. Однако смерть отца заставила Станиславского (еще до создания МХТ) встать во главе кампании. В дальнейшем приходилось плотно совмещать практически несовместимое. Но вполне возможно, что без одного не было бы другого: страшно представить, какие суммы, изъятые из семейного дела, были, по сути, безвозмездно предоставлены театру. Фабрика и театр разрывали Станиславского на неравные части, и, кто знает, может быть, Алексеев был единственным фабрикантом страны, едва ли не с радостью принявшего национализацию. Ведь теперь он мог полностью посвятить себя любимому делу.

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

РИА Новости

Новости Финам

Новости партнеров