Портал городских новостей

Артем Дервоед: На фестивале "Виртуозы гитары" прозвучит несколько российских премьер

20:35 11 марта 2014 866
Артем Дервоед выступает со струнным квартетом солистов ГСО «Новая Россия» на закрытии фестиваля Tabula rasa.

Артем Дервоед выступает со струнным квартетом солистов ГСО «Новая Россия» на закрытии фестиваля Tabula rasa.

12 марта в в Концертном зале имени П. И. Чайковского открывается IX Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары».

«ВМ» встретилась с одним из его участников — гитаристом с мировым именем, окрещенным западной прессой «царем гитары», Артемом Дервоедом.

Американские бюрократы, не выдавшие вовремя рабочую визу российскому музыканту, неожиданно сыграли на руку «Вечерке». Вместо концерта в Вирджинии Дервоед дал интервью нашей газете.

Артему всего тридцать два года, а он уже – один из самых знаменитых гитаристов в мире. И дело, конечно, не в длинных волосах, элегантных черных костюмах – и специальной палке по типу скипетра, которую музыкант эффектно устанавливает на ногу, а уже на эту палку водружает гитару. Зарубежная пресса уважительно называет Артема царем гитары, потому что ни испанские виртуозы, ни собственная сломанная нога не смогли помешать Дервоеду победить в шестнадцати конкурсах. Больше, кажется, не побеждал никто. Это рекорд достойный Гиннеса.

- Артем, какая у тебя шикарная подставка под гитару. Сам придумал?
- Нет, знаете, я все же гитарист, а не Кулибин. Этот скипетр, как вы говорите, называется суппорт. Он нужен для того, чтобы не портить позвоночник, склоняясь над гитарой. В свое время я учился в Италии у знаменитого гитариста и преподавателя Оскара Гильи. Он играл на такой штуке. Я попросил попробовать, мне понравилась. И Гилья мне её подарил…

- Завтра ты играешь на открытии фестиваля «Виртуозы гитары». Скажи, есть смысл обычным людям туда приходить, или это поймут только профессионалы?

- Наш фестиваль рассчитан на широкую аудиторию. Вообще, образ гитары народу ближе, чем какой бы то ни было другой инструмент. Поэтому мы подбираем репертуар, чтобы всем было интересно. Профессионалов-гитаристов приходит процентов десять. А в основном – обычные люди, любители.

- Я думаю, что многие граждане гитару ассоциируют исключительно с песнями в стиле «как здорово, что все мы здесь»…

Не без этого. Некоторые с концерта уходят со словами: ну надо же, не поют. А кто-то наоборот, узнает, что на гитаре можно играть такую музыку, которую он раньше, может быть, не слышал.

- А какую, например?

- Если говорить о фестивале, то мы выбрали лучших музыкантов со всего мира и каждый будет исполнять разную музыку. Будет и старинная, и музыка классического периода, и романтика, и современная… Бах, конечно, будет...

- Артем, у меня кислое с квадратным не состыковалось. Разве Бах писал для гитары?

- Бах писал для лютни, это, конечно, не гитара, но предшественник гитары.

- Ты считаешь, полифонию Баха можно без потерь исполнить на гитаре?

- Можно! Причем, я считаю, что лучше всего на гитаре удаются даже не лютневые композиции, а виолончельные и скрипичные. Виолончельный и скрипичный Бах не только не теряет при исполнении на гитаре, но, на мой взгляд, приобретает в полифонии.

- Такое ощущение, что гитаристам не хватает репертуара. Почему-то все пилят и пилят Баха.

- Репертуара хватает. Просто Бах это великая музыка. Знаете, мой учитель Николай Комолятов говорил, чтобы играть «Чакону» Баха - нужно сменить пять жен и прожить две жизни…

- Я так думаю, чакона на фестивале не прозвучит?
- Прозвучит! Но не в моём исполнении. Я только на пути.

 А из современных что?

На фестивале будут исполнены российские премьеры. 22-го марта, а не на открытии я сыграю российскую премьеру концерта «Мегарон» московского композитора Никиты Кошкина, а наш гость из Италии Эдоардо Катемарио сыграет российскую премьеру концерта Агуедиано испанского композитора Антона Гарсиа-Абриля. Это очень известный композитор (в Испании), причем, ныне живущий. Ему 80 лет исполняется (исполнилось в прошлом году).

- А в честь недавно усопшего Пако де Лусиа ничего не предвидится?

- Мы решили посвятить этот фестиваль памяти Пако де Лусиа. Но его произведений играть не будем. Потому что он – исполнитель фламенко, а у нас все-таки концерт (фестиваль) классической гитарной музыки.

- С удивлением нашла среди исполнителей японца.

- Да, у нас 14 и 23-го марта будет выступать Ясуджи Охаги, гитарист из Японии. А что удивительного?

- Удивительнее только китаец с балалайкой…

- Нет, ты не права. И вообще заблуждение, что на гитаре умеют играть только испанцы. В каждой стране есть гитаристы, которые очень хорошо играют. Кстати, японский музыкант 22 марта сыграет произведение японского композитора Тору Такемицу. Это один из крупнейших композиторов, который писал не только для гитары. Он создал невероятно красочную музыку, японский импрессионизм, я бы так сказал.

- А почему на фестивале нет женщин-гитаристок?

- Потому что фестиваль - это микроотражение мировой ситуации. А она такова, что в мире есть много мужчин-гитаристов и мало женщин-гитаристок. Все-таки гитара – это мужской инструмент (я так думаю). Так что никакого шовинизма. Но к нам на прошлые фестивали приезжали женщины. Например, испанки Сюзанна Прието и Анабель Монтесинос, наша бывшая соотечественница Ирина Куликова. Когда-то мы учились вместе, но теперь она переехала в Нидерланды и умудряется, несмотря на наличие семьи и ребёнка, жить очень насыщенной гастрольной жизнью…

Гитара- женщинам

Артем, раз уж мы заговорили о женщинах. 8 марта ты сделал необычный такой подарок дамам…

Имеешь в виду выступление в консерватории?

 Да, ты играл на какой-то суперредкой гитаре…

Да, это гитара ХIХ века Антонио де Торреса. Этот мастер считался гитарным Страдивари…

 Я всегда думала, что такая практика только у скрипок распространена…

То-то и оно, к сожалению, что у нас многие до сих пор думают, что гитара – это или «Милая моя, солнышко лесное» или цыгане с медведями. А на самом деле гитара – это классический инструмент, как скрипка и виолончель, и расцвела классическая гитара как раз в 19 веке… 

Впервые играл на таком редком инструменте?

 Да, потому что (я мог бы играть и другой стране.. просто не доводилось, и всё) в России таких гитар больше нет. И стоят они – как квартира в Москве. Инструмент находится в частной коллекции и приехал из Англии 6-го марта. Так что в руки я его взял только накануне.

Испытывал священный трепет?

Да, испытывал,  не только трепет, а ещё и некоторое неудобство. Гитара 19 века – меньше по размерам, чем современные инструменты. У меня руки большие, поэтому я у мастеров заказываю инструмент с чуть более широким грифом. Вот и представьте, я привык к широкому грифу, а тут приходилось тесниться: на раритете гриф еще меньше, чем на обычной гитаре…

А звук порадовал?
Ну, скажем так, я еще не слышал инструменты 19 века, которые звучат так, как мне бы хотелось.

Но не секрет, что, например, старые скрипки звучат намного лучше, чем новые.
Скрипки – да, а гитары – наоборот. Понимаете, старинный (любой) инструмент должен жить.
На инструменте должны играть, а не на стенку вешать. Поэтому скрипки дают в пользование музыкантам. Но с гитарой такой практики нет.

В общем, ты предпочитаешь поновее…

 Я пока не слышал инструмент (19го века), на котором мне бы хотелось играть. Но у меня есть гитара первой половины 19 века мастера Краснощекова.

Играешь на ней?
- Нет, я ей владею. Тем более, гитара не шестиструнная, а семиструнная…

О семиструнной гитаре

- Ты же начинал играть на семиструнной?

 Ой, это было в детстве. Я на семиструнке играл только год. Понимаете, шестиструнная и семиструнная – два совершенно разных инструмента и они не взаимозаменямы. То есть, то, что легко играется на семиструнке очень сложно (может быть сложно) или невозможно (нет ничего невозможного ;)) сыграть на шестиструнке.

Нет ли у вас желания вернуться к семиструнной?

Я об этом подумываю. Этот инструмент сегодня переживает некоторое возрождение. Например, в Америке есть такой человек - Матания Офи. Он большой фанат всего русского, в том числе пропагандирует семиструнную гитару в США, сам играет на семиструнке и издает репертуар для гитары…

Моя цель – возродить гитару…

- Артем, ты – лауреат 37 разнообразных конкурсов. Это рекорд своего рода. Чувствуешь, что можешь расслабиться и тебя никто не догонит?

Нет, не чувствую. Знаешь, конкурсная индустрия у разных инструментов развита по-разному. Скажем, если бы я играл на фортепиано, и выиграл всего один конкурс Чайковского, как Даниил Трифонов, к примеру, – и все, можно считать, карьера сделана.

Ты хочешь сказать, у тебя с твоими тридцатью семью конкурсами карьера не сделана?

Нет, к сожалению. Сравнивая с уровнем победителей одного конкурса Чайковского – нет.

То есть по сравнению с фортепиано, гитара в неком загоне?

 Абсолютно точно. Во-первых, мировое классическое сообщество до сих пор не признало классическую гитару как равный академический инструмент в той степени, в которой она этого заслуживает.

У нас в стране гитара относится к народным инструментам, если я не ошибаюсь…

Именно, к народным инструментам, то есть, гитаре отвели место среди балалаек, гуслей, домр… Это неправильно, потому что гитара к русским-народным инструментам отношения не имеет. Мы же не приписываем туда скрипку…

Ну и подумаешь, неужели соседство с домрой оскорбляет гитару?

Не оскорбляет, но на имидж инструмента влияет. Очень многие серьезные фестивали классической музыки гитару не принимают. Говорят: народникам к нам нельзя. А какой же я народник? Я играю Баха, Шуберта, Бриттена…

 В общем, я так понимаю, чтобы остаться в фаворе – нужно еще штурмовать конкурсные площадки?

Нет, я бросил это занятие в ноябре прошлого года. Выиграл конкурс имени Александра Фраучи и решил остановиться. Во-первых, конкурсы больше не дадут толчка моей карьере, а во-вторых, человек, если он умный, он, встав на определенную ступень, видит другую.

И какую ступень ты видишь?
Я хочу изменить общественное мнение об инструменте.

Как же?

Во-первых, в сентябре я буду играть с Российским Национальным Оркестром под управлением Михаила Плетнева. Это большое дело. Очень редко известный дирижер играет концерты для гитары с оркестром. Когда исполнитель на гитаре сотрудничает с такой величиной – это случается крайне редко. Я бы хотел, чтобы случалось чаще и буду прикладывать все возможное к этому.

А что за произведение?

Концерт Паганини для гитары с оркестром. Вы же знаете, он считал гитару королевой инструментов и много для нее писал.

А во-вторых что?

 Я заказываю композиторам новые произведения для гитары. Чтобы расширить репертуар.

Например, Никите Кошкину?

 Никита Кошкин – это один из самых известных композиторов в мире, но он – и так много пишет для нашего инструмент. Заказывать ему какую-то музыку нет смысла.

Почему же?

Он ее все равно напишет, и без моего заказа. Мне интересно, чтобы хороший композитор никогда не писавший для гитары, обратил на неё внимание. То есть, какой-нибудь известный композитор, который раньше для гитары не писал вовсе, а по моей просьбе обратился к этому инструменту. Поэтому я работаю с разными композиторами: и нашими, например, Ефремом Подгайцем и Валерием Бикташевым, и с зарубежными. Понятно, что это стоит кучу денег, но дело того стоит. А иногда мастер и бесплатно берется написать произведение.

У тебя в репертуаре много сложных вещей, которые, мягко говоря, не для широкой аудитории…
Я играю то, что я хотел бы сыграть. Без попсы… 

А что такое гитарная попса?

Попса – это не фамилия композитора. Попса – это очень известные, красивые, запоминающиеся произведения, которые широко играемы и любимы широкой публикой. Самый лучший пример – «Воспоминание об Альгамбре» Тарреги, например, или «Собор» Барриоса. 

Чем же Таррега не угодил?

Для меня Альгамбра – произведение на бис. Прекрасное произведение. Хит на все времена. Но его все знают, он сильно заигран. Я, честно говоря, «Альгамбру» даже не разучивал никогда…

Не боишься потерять публику? Которая ждет, например, Тарреги…

Да публика ни к чему не привыкла, честно говоря. Не ждет она попсы никакой. И скажем, вы же не скажете Земфире: эй, Земфира, не пой про девочек с плейером, пой про умца-умца. 

 Тебе нравится Земфира?

Да, конечно.

 А как тебя угораздило в «Евровидении оказаться»?

Я участвовал в отборочном туре «Евровидения» от Армении. Певице нужен был гитарист.

И так как ты и исполнительница – родом из Ростова…

Ну да, в силу определенных знакомств и друзей позвонили мне и спросил: тебе интересно?, я сказал, почему бы и нет.

А это не темная сторона жизни классического гитариста?

 Нет, а почему сразу темная? Я играл много лет в разных рок-группах на электрогитаре тяжелую музыку. Люблю «new metal, industrial». Очень уважаю работу электрогитаристов в группе Slayer.
Если меня зовут участвовать в чем-то интересном, я всегда соглашаюсь…

 

Новости СМИ2

Загрузка...
Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров