Среда, 13 декабря, 13:12
Туман + 3°
композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов

Композитор Алексей Курбатов: «Странно, что Чехова так редко ставили на оперной сцене»

16 марта в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в рамках фестиваля "Опера Априори" пройдет необычный концерт "Интеллектуальная опера: за гранью воображения". Его первый акт – опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода", а второй – мировая премьера оперы Алексея Курбатова "Черный монах". Накануне концерта корреспондент "ВМ" пообщалась с молодым композитором.

- Опера "Чёрный монах" создавалась в 2008–2009 годах, - говорит Алексей Курбатов. - В основе её сюжета – одноимённая повесть Антона Чехова, рассказывающая о грустной истории магистра Андрея Коврина, сошедшего с ума и разговаривающего с невидимым для остальных чёрным монахом, который отвечает ему на все вечные вопросы – "Зачем мы здесь? Почему мы? Что есть счастье? Есть ли вечная жизнь?". В то время как Чехов описывает события отстранённо и объективно, я попытался средствами музыкальной выразительности сместить акцент на внутренний мир Коврина – то есть, всех героев оперы и все события мы видим сквозь призму его зрения. Для него Чёрный Монах – самое светлое, что происходило с ним, а сад Песоцкого, по земле которого стелется чёрный дым и в котором происходит основное действие, – нечто липкое и терпкое, то, что не даёт дышать полной грудью и творить. И героиню, Татьяну, он скорее не любит, а пытается уговорить себя жить вовне так же полно, как он живёт внутри.

- А что подтолкнуло Вас к этой работе, почему основой для либретто стало произведение Чехова - автора, которого так любят на драматической, но редко ставят на оперной сцене...

- Это очень странно, но и впрямь, произведения Чехова редко использовались в качестве оперных сюжетов. И я рад, что немного поспособствовал исправлению этой ситуации. Ведь в сюжете "Черного монаха" есть все необходимые составляющие для оперы - несчастная любовь, выпуклый внутренний мир героев, психологическая драма, трагедия и просветление в конце. В одном из последних своих интервью великий Шостакович упомянул, что очень хотел бы написать оперу по "Черному монаху". К сожалению, этот замысел так и не был реализован, но интерес композитора к этому сюжету пробудил и мой живой интерес. Я перечитал повесть и, ни минуты не раздумывая, начал писать музыку. Атмосфера "Монаха" захватила меня с головой, и даже спустя долгое время отголоски той нервической вовлеченности, с которой я работал над оперой, возвращаются ко мне вновь и вновь.

- Ваша опера - второй акт "Интеллектуальной оперы" - есть ли связь между главным героем "Черного монаха" и "Синей Бороды", в чем их принципиальные различия как героев?

- Если сравнивать героев именно как личности, то общего между ними практически нет. Все-таки сложно провести параллель между гением, вылеченным от сумасшествия и растерявшим из-за этого свой талант, и темным Герцогом-убийцей. Хотя они оба погубили женщин, которые их любили… Общее тут в другом. В "Синей бороде" центральным образом является дверь, за которой Юдифь надеется найти разгадку, успокоение и любовь, а находит неизбежность, одиночество и мрак. А в "Черном монахе" такой дверью оказывается сумасшествие Коврина, сфокусированное в образе Монаха. В их диалогах собрано все счастье внутреннего мира Коврина, которое рассыпается в прах при соприкосновении с миром внешним. Но все же мир не смог окончательно победить главного героя - ведь перед смертью он снова видит Монаха и умирает с улыбкой на устах.

- Вы говорили, что в опере нет хороших и плохих героев, есть только одинокий человек, окруженный демонами подсознания" является ли герой "Черного монаха" так любимым в русской литературе "лишним человеком", если да, то в чем это проявляется?

- До своего излечения - безусловно нет. А вот после - вполне возможно, ведь героя одолевает скука, апатия, невозможность реализовать себя в той полноте, которая была ему доступна во время "сумасшествия".

- Алексей, а чье-то влияние на Вас в этой опере заметно? Кого из великих Вы сами любите?

- Ох, список любимой оперной музыки у меня слишком обширен, чтобы все назвать в формате этой статьи. Это и Вагнер, и Чайковский, и Пуччини, Берг, Пуленк, Онеггер, Шостакович, Прокофьев и многие-многие другие. Очень большое впечатление на меня произвела опера нашего современника Юрия Буцко "Записки сумасшедшего" - гениальное произведение, обреченное на долгую жизнь в искусстве. Вообще я очень люблю музыку как таковую, без оглядки на фамилию композитора и его стиль.

- Алексей, это ваша первая опера? Планируете ли Вы продолжать работу в этом жанре?

- Да, это моя первая опера, жанр этот продолжает меня интересовать, и, я думаю, далее последуют другие. К следующему сезону я должен написать еще одну оперу, пока не могу раскрыть сюжет, но, поверьте, он очень интересен и никогда прежде не использовался в качестве оперного.

- И последний вопрос. В театре молодые режиссеры часто обращаются к новой драме, а возможна ли современная оперная новая драма?

- Насколько я понимаю этот термин, то как раз сюжеты Чехова и относятся к так называемой "новой драме". И перенос акцента с внешнего действия на внутренние процессы человеческого бытия (а это основной признак новой драмы) для меня и был наиболее важным и наиболее интересным моментом в работе над этой оперой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Харакидзян, автор и продюсер фестиваля «Опера Априори»:

- Я не стала бы бы проводить поверхностных параллелей между персоналиями-характерами этих двух опер, ведь в таком случае теряется главная философская идея каждой из них и, в первую очередь, художественных текстов, на основе которых эти произведения созданы.Их сюжеты связаны общей темой взаимоотношений реальности и сюрреалистичности, действительности и игры воображения, сознания и подсознания. Известная притча про сон китайского мудреца Чжуан-цзы, который видел себя бабочкой, не знающей, что она – Чжуан-цзы, который, пробудившись, «осознал» себя Чжуан-цзы, но задумался, ему ли снилось, что он – бабочка или бабочке снилось, что она – Чжуан-цзы – лучший ответ на вопрос «о чём всё это», а, точнее, лишь следующая дверь, которую мы открываем внутри себя в бесконечных поисках смысла жизни.

ДОСЬЕ "ВМ"

Алексей Курбатов – композитор, пианист. Родился в 1983 году. Сочинять стал очень рано: первое произведение написал в пять лет, в шесть – уже балет. В 1990-м Алексей поступил в Центральную среднюю специальную музыкальную школу (Москва) в класс фортепиано, в 1994 году состоялся первый авторский вечер 11-летнего композитора в Органном зале музея музыкальной культуры им. Глинки. К 14 годам Алексей Курбатов стал автором множества произведений для различных инструментов. Окончил Московскую государственную консерваторию.

Как пианист стал лауреатом нескольких международных конкурсов. Алексей пишет как симфонические полотна, так и камерные произведения. Большой популярностью пользуется его переложение для фортепиано балета "Весна священная" И.Ф. Стравинского.

СПРАВКА "ВМ"

Исполнят "Интеллектуальную оперу: за гранью воображения" Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением дирижёра Большого театра Павла Сорокина, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова. Солировать будут в первом акте самые известные на сегодняшний день исполнители партий Герцога и Юдифи, венгерские певцы Балинта Сабо (бас), Ильдико Комлоши (меццо-сопрано), во втором - ведущие солисты Большого театра - Дарья Зыкова (сопрано), Максим Пастер (тенор), Петр Мигунов (бас) и солист Фламандской Оперы (Нидерланды) Геворг Григорян (бас-баритон).

композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов композитор Алексей Курбатов

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости Финам

Новости партнеров

Реклама

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости партнеров