Воскресенье, 17 декабря, 18:12
Пасмурно -2°
Одна из самых знаменитых скульптур на Кольцевой линии метро — на переходе станции «Белорусская» — всегда привлекает внимание и москвичей, и гостей столицы. Здесь любит фотографироваться молодежь. Именно с «Белорусской» 14 марта 1954 года был отправлен пер

С юбилеем, Кольцевая! Самой нужной линии метро - 60 лет

Фото: Александр Казаков , "Вечерняя Москва"
Шестьдесят лет назад «замкнулась» Кольцевая линия столичного метрополитена. Сейчас она одна из самых красивых в мире и самая современная — здесь есть даже Wi-Fi.

Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Краснопресненская»! — эти слова в подземке впервые прозвучали ровно шесть десятилетий назад, 14 марта 1954 года. Поезд прошел от «Белорусской» до «Парка культуры» и продолжил движение по кругу.

Кольцевая линия метро — и по сей день единственная во всем бывшем СССР — замкнулась. Вместе с «Краснопресненской» и «Киевской»кольцевой открыли и невидимое миру, но важное для метро сооружение — депо «Красная Пресня», до сих пор обслуживающее «кольцо».

Двойное назначение

О том, что диаметры московского метро нужно соединить общим контуром, как в начале ХХ века железные дороги соединила Окружная, заговорили еще в 1935 году, но реальностью этот план стал в 1944-м. Тогда изменили и трассировку линии — вместо полного повторения Садового кольца метрополитеновское свернуло к северу, чтобы «охватить» четыре основных вокзала (Ленинградский, Ярославский, Казанский и Белорусский).

— Линия строилась сразу по окончании войны, поэтому у нее было еще и оборонное значение, — рассказывает исследователь архитектуры ХХ века, автор книги «Сталинское метро» Александр Зиновьев. — Во-первых, она связывала между собой основные вокзалы (и, таким образом, возле этих вокзалов строились большие бомбоубежища). Во-вторых, вместе с «кольцом» метрополитена в полной секретности строились и подземные командные пункты, объекты гражданской обороны. Сейчас широко известен такой бункер возле станции «Таганская», но есть аналогичные и рядом с «Белорусской», «Киевской»… Возможно, именно из-за двойного назначения линии к ее постройке привлекли максимум сил и мощностей. И темпы строительства оказались невиданными — линию глубокого заложения закончили всего за восемь лет. И это в то время, когда страна еще не восстановилась после войны!

Станция как символ

— Все станции Кольцевой линии были посвящены той или иной идеологической теме, — говорит Александр Зиновьев. — И каждый архитектор — победитель конкурса — действовал в ее рамках. Так, «Октябрьская» (тогда «Калужская») была посвящена Победе (архитектор Леонид Поляков), «Павелецкая» — полузабытому, но эпохальному сталинскому плану преобразования природы (архитектор Николай Колли). Темой «Курской» (Григорий Захаров) было «Изобилие», и так далее.

Самыми впечатляющими оказались крупные вокзальные станции — «Курская» и «Комсомольская». У обеих, помимо подземного масштаба, интересны и наземные вестибюли.

На «Курской» получился практически римский храм, где роль божества выполняла статуя самого Сталина. К этому прилагается аванзал с колоссальным «столпом плодородия» в центре и ротонда в «помпейском» стиле.

А у «Комсомольской» получился роскошный наземный дворец со шпилем.

Кстати, именно наземные вестибюли стали единственным объектом критики в московском метро, когда настало время «отказа от архитектурных излишеств», рассказывает Александр Зиновьев.

И только колоссальный вестибюль «Комсомольской», который проектировал автор мавзолея Алексей Щусев, остался неприкосновенным для критики.

В целом Кольцевая линия прилично сохранилась до наших дней, заключает историк. Но, с одной стороны, многое в оформлении станций поменялось в конце 1950-х — начале 1960-х, во времена «десталинизации». На каждой из станций было как минимум по два изображения вождя или цитаты с его именем. Все они были изъяты. А с другой стороны, Кольцевая пострадала при строительстве и реконструкции подземных переходов в позднесоветское время.

Ждет обновления

Несмотря на то что Кольцевая — цельный ансамбль начала 1950-х, она не может себе позволить быть «заповедником». Именно здесь сейчас — только современные вагоны. Скоро, возможно, появится и первая за 60 лет новая станция — «Суворовская», переход на Люблинско-Дмитровскую линию. Проект пока не готов — архитекторы сомневаются, впишется ли она в сложившийся облик линии.

А чтобы пассажирам было удобнее передвигаться по городу и не ехать в центр для пересадок, началось строительство еще одного «кольца».

СПРАВКА

Длина Кольцевой линии — 19,4 километра: 12 станций, все с пересадками на другие ветки.

Сегодня по «кольцу» курсируют пятивагонные составы «Русич», оборудованные кондиционерами и современной системой навигации. Кстати, в этом году начинается активное строительство второго «кольца» столичной подземки. Его протяженность составит около 54 километров, а замкнется оно в 2018 году. Первым возведут участок на северозападе Москвы — от «Хорошевской» до «Нижней Масловки». (подробнее)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Черкасский, директор Музея Московского метрополитена:

- У Кольцевой линии метрополитена две основные функции, Первая – разгрузить центр города и сделать так, чтобы пассажирам было удобно перемещаться между линиями. Вторая – соединить большинство московских вокзалов. Это своеобразный «парадный въезд» в Москву. Поэтому каждая из станций линии отличается своей архитектурой.

Есть легенда, что появилась она после того, как Сталин случайно поставил кружку на проект плана метрополитена. Оставшейся след якобы и стал в последствии Кольцевой. Но это всего лишь миф. Возьмите карту Москвы и прочертите Кольцо. У вас получится, что эта чашка должна быть такой кривой, что вряд ли Иосифу Висарионычу смог бы попробовать оттуда любой напиток.

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости Финам

Новости партнеров

Реклама

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости партнеров