Портал городских новостей

С юбилеем, Кольцевая! Самой нужной линии метро - 60 лет

15:23 16 марта 2014 414
Одна из самых знаменитых скульптур на Кольцевой линии метро — на переходе станции «Белорусская» — всегда привлекает внимание и москвичей, и гостей столицы. Здесь любит фотографироваться молодежь. Именно с «Белорусской» 14 марта 1954 года был отправлен пер

Одна из самых знаменитых скульптур на Кольцевой линии метро — на переходе станции «Белорусская» — всегда привлекает внимание и москвичей, и гостей столицы. Здесь любит фотографироваться молодежь. Именно с «Белорусской» 14 марта 1954 года был отправлен пер

Фото: Александр Казаков , "Вечерняя Москва"

Шестьдесят лет назад «замкнулась» Кольцевая линия столичного метрополитена. Сейчас она одна из самых красивых в мире и самая современная — здесь есть даже Wi-Fi.

Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Краснопресненская»! — эти слова в подземке впервые прозвучали ровно шесть десятилетий назад, 14 марта 1954 года. Поезд прошел от «Белорусской» до «Парка культуры» и продолжил движение по кругу.

Кольцевая линия метро — и по сей день единственная во всем бывшем СССР — замкнулась. Вместе с «Краснопресненской» и «Киевской»кольцевой открыли и невидимое миру, но важное для метро сооружение — депо «Красная Пресня», до сих пор обслуживающее «кольцо».

Двойное назначение

О том, что диаметры московского метро нужно соединить общим контуром, как в начале ХХ века железные дороги соединила Окружная, заговорили еще в 1935 году, но реальностью этот план стал в 1944-м. Тогда изменили и трассировку линии — вместо полного повторения Садового кольца метрополитеновское свернуло к северу, чтобы «охватить» четыре основных вокзала (Ленинградский, Ярославский, Казанский и Белорусский).

— Линия строилась сразу по окончании войны, поэтому у нее было еще и оборонное значение, — рассказывает исследователь архитектуры ХХ века, автор книги «Сталинское метро» Александр Зиновьев. — Во-первых, она связывала между собой основные вокзалы (и, таким образом, возле этих вокзалов строились большие бомбоубежища). Во-вторых, вместе с «кольцом» метрополитена в полной секретности строились и подземные командные пункты, объекты гражданской обороны. Сейчас широко известен такой бункер возле станции «Таганская», но есть аналогичные и рядом с «Белорусской», «Киевской»… Возможно, именно из-за двойного назначения линии к ее постройке привлекли максимум сил и мощностей. И темпы строительства оказались невиданными — линию глубокого заложения закончили всего за восемь лет. И это в то время, когда страна еще не восстановилась после войны!

Станция как символ

— Все станции Кольцевой линии были посвящены той или иной идеологической теме, — говорит Александр Зиновьев. — И каждый архитектор — победитель конкурса — действовал в ее рамках. Так, «Октябрьская» (тогда «Калужская») была посвящена Победе (архитектор Леонид Поляков), «Павелецкая» — полузабытому, но эпохальному сталинскому плану преобразования природы (архитектор Николай Колли). Темой «Курской» (Григорий Захаров) было «Изобилие», и так далее.

Самыми впечатляющими оказались крупные вокзальные станции — «Курская» и «Комсомольская». У обеих, помимо подземного масштаба, интересны и наземные вестибюли.

На «Курской» получился практически римский храм, где роль божества выполняла статуя самого Сталина. К этому прилагается аванзал с колоссальным «столпом плодородия» в центре и ротонда в «помпейском» стиле.

А у «Комсомольской» получился роскошный наземный дворец со шпилем.

Кстати, именно наземные вестибюли стали единственным объектом критики в московском метро, когда настало время «отказа от архитектурных излишеств», рассказывает Александр Зиновьев.

И только колоссальный вестибюль «Комсомольской», который проектировал автор мавзолея Алексей Щусев, остался неприкосновенным для критики.

В целом Кольцевая линия прилично сохранилась до наших дней, заключает историк. Но, с одной стороны, многое в оформлении станций поменялось в конце 1950-х — начале 1960-х, во времена «десталинизации». На каждой из станций было как минимум по два изображения вождя или цитаты с его именем. Все они были изъяты. А с другой стороны, Кольцевая пострадала при строительстве и реконструкции подземных переходов в позднесоветское время.

Ждет обновления

Несмотря на то что Кольцевая — цельный ансамбль начала 1950-х, она не может себе позволить быть «заповедником». Именно здесь сейчас — только современные вагоны. Скоро, возможно, появится и первая за 60 лет новая станция — «Суворовская», переход на Люблинско-Дмитровскую линию. Проект пока не готов — архитекторы сомневаются, впишется ли она в сложившийся облик линии.

А чтобы пассажирам было удобнее передвигаться по городу и не ехать в центр для пересадок, началось строительство еще одного «кольца».

СПРАВКА

Длина Кольцевой линии — 19,4 километра: 12 станций, все с пересадками на другие ветки.

Сегодня по «кольцу» курсируют пятивагонные составы «Русич», оборудованные кондиционерами и современной системой навигации. Кстати, в этом году начинается активное строительство второго «кольца» столичной подземки. Его протяженность составит около 54 километров, а замкнется оно в 2018 году. Первым возведут участок на северозападе Москвы — от «Хорошевской» до «Нижней Масловки». (подробнее)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Черкасский, директор Музея Московского метрополитена:

- У Кольцевой линии метрополитена две основные функции, Первая – разгрузить центр города и сделать так, чтобы пассажирам было удобно перемещаться между линиями. Вторая – соединить большинство московских вокзалов. Это своеобразный «парадный въезд» в Москву. Поэтому каждая из станций линии отличается своей архитектурой.

Есть легенда, что появилась она после того, как Сталин случайно поставил кружку на проект плана метрополитена. Оставшейся след якобы и стал в последствии Кольцевой. Но это всего лишь миф. Возьмите карту Москвы и прочертите Кольцо. У вас получится, что эта чашка должна быть такой кривой, что вряд ли Иосифу Висарионычу смог бы попробовать оттуда любой напиток.

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров