Суббота 23 июня, 13:06
Ясно + 26°
Игорь Булгаков с детства отличатся нехарактерной для гуманитария технической сметкой. Свой первый компьютер собрал сам. Сегодня  он и его ученики получают одну награду за другой за разработки в области IT-образования

Игорь Булгаков: Царь-колокол можно собрать мышкой

Фото: Ирина Сапрыкина , "Вечерняя Москва"
У Игоря Булгакова из школы № 1360 два знаменитых однофамильца — писатель Михаил Афанасьевич и религиозный мыслитель Сергей Николаевич. Символично, что Игорь Евгеньевич преподает не только русский язык и литературу, но и основы православной культуры.

Несколько лет назад вокруг этого предмета ломались копья. Боялись, что детям будут навязывать веру, что посеят рознь между учениками разных религий и конфессий, что это вызовет неприязнь к религии вообще. Игорь Булгаков избежал этого. Не в последнюю очередь потому, что использует самые современные методы преподавания.

Игорь Евгеньевич, не могу удержаться и не спросить: вас никогда по ошибке не называли Михайловичем?

— На экзамене в университете меня спросили, не родственник ли я автору «Мастера и Маргариты». Я спросил, повлияет ли мой ответ на результат экзамена. Ах нет? Тогда не родственник. Но к великому роману отношусь хорошо, особенно к ершалаимским главам. Планирую создать мультимедийный ресурс о «Мастере и Маргарите». Совсем недавно мы получили приз за разработку мультимедийной энциклопедии о Марине Цветаевой.

В преподавании основ православной культуры вы ведь тоже используете компьютерные технологии?

— Лучший способ получения знаний — игра, а играть четвероклассники больше всего любят на компьютере. Большой популярностью пользуется электронный паззл «Царь-колокол» (к уроку о колоколах). Не у всех есть планшеты, чтобы собирать его на уроке, поэтому дети работают с ним дома, через специальный сайт.

С одним учеником мы сделали интерактивный иконостас — каждую икону можно трогать мышкой, рассматривать. Вообще, возможности информатизации образования, помоему, недооценены.

Неужели? По-моему, без компьютеров скоро и урок физкультуры не обойдется.

— У нас информатизируется прежде всего периферия. Разрабатываются презентации, тесты, которые сами по себе зло, потому что отучают думать и сопереживать, приучают к бессмысленной работе. Я работаю над созданием настоящей медиадидактики. Правда, пока разработки касаются только уроков литературы.

После просмотра клипа, где стихотворение Твардовского «Переправа» наложено на кадры военной хроники, дети плачут. А не бубнят механически на оценку: «Переправа, переправа...» Но степень технического воздействия должна быть ограниченной. Детям на уроке надо общаться.

Тяжело было браться за новый и спорный предмет?

— Я вчитался в его название как нормальный филолог. И выделил ключевое понятие — культура. Православные символы лежат в основе русской культуры, моя задача — научить их понимать. Они в истоках нашей нравственности и нашего поведения. Они указывают нам путь.

В переносном смысле?

— Могут и в прямом. Задаю задачу: вы в незнакомой деревне, вам надо с кем-нибудь встретиться на ее западной околице. А компаса нет. Как быть? Ищете храм. Алтарь всегда смотрит на восток. Значит, вам надо в другую сторону.

И все-таки это и нравственный предмет...

— Да, и мы связываем его с историями из жизни учеников. В нашей школе один старшеклассник тяжело заболел, делали серьезную операцию, собирали деньги. В его поддержку устроили благотворительную ярмарку. Для нее напекли много пирожков, в том числе с мясом — что еще могут своими руками сделать школьники? Но ярмарка пришлась на пост. И вот мы обсуждаем: не купишь пирожок — не поможешь больному. Купишь и выбросишь — оскорбишь хлеб и чей-то труд. Получается, съесть этот пирожок правильнее. Как в Библии: «суббота для человека, а не человек для субботы». Только другими словами.

А если для кого-то религия — догма?

— С такими тяжело. Одна женщина зашла на сайт Центра современного образования, где я выкладываю учебные материалы. У меня в разделе «Молитва» 10 роликов — «Отче наш», мультимедийная молитва оптинских старцев... И нашла среди них «Аве Мария» Шуберта в исполнении Робертино Лоретти. Караул, католическая молитва! Женщина пошла в ближайшую церковь посоветоваться, как быть, не пожаловаться ли директору. К счастью, батюшка там молодой и умный. Сказал: «О, наш хор ее как раз недавно исполнял!»

Сейчас в московских школах немало учеников из верующих мусульманских семей. Они освобождены от ваших уроков?

— Для них есть предмет основы мусульманской культуры. Но одна девочка из явно восточной семьи предпочитает ходить на мои уроки. А еще одна попросила разрешения посидеть у меня в классе, когда ее учительница заболела. Сначала просто сидела, потом ей стало интересно, начала тянуть руку, включилась в разговор. А после звонка сказала, что православие и ислам очень похожи. Учат одному и тому же — доброте к людям.          

СПРАВКА

Игорь Булгаков родился в 1958 году. Окончил филологический факультет МГУ (1987) и сразу пошел преподавать в школу. Учитель высшей категории, почетный работник образования РФ. По три раза награжден медалью Януша Корчака, медалью ВВЦ, Грантом Москвы, победитель множества профессиональных конкурсов.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2