Портал городских новостей

"Человеческая комедия" Джованни Боккаччо

17:56 15 июня 2014 785
"Ни одно мирское явление не вечно. Новое всегда больше нравится, нежели виденное, и всегда человек сильнее желает того, чего не имеет, чем того, чем обладает"

"Ни одно мирское явление не вечно. Новое всегда больше нравится, нежели виденное, и всегда человек сильнее желает того, чего не имеет, чем того, чем обладает"

Фото: wikipedia.org

16 июня 1313 года родился выдающийся итальянский писатель и поэт Джованни Боккаччо - автор всемирно известной "Человеческой комедии" ("Декамерон").

Из "Декамерона" черпали образы и идеи для своих произведений: Чосер, Шекспир, Мольер, Свифт, Лафонтен, Гёте, Китс, Байрон и Лонгфелло. Младший современник Петрарки, он стал основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения, открыл жанр новеллы и психологического романа Нового времени, заложил основы ренессансной поэтики, эпической поэмы и пасторали.

Подобно Петрарке, Боккаччо испытывал потребность мифологизировать собственную жизнь, придавая ей характер нового, внутренне свободного человека, а потому история рождения великого новатора литературы окутана дымкой тайны. По одной версии, он родился в Париже от случайной связи флорентийского купца Боккаччино ди Келлино со знатной француженкой чуть ли не королевского происхождения. Согласно второй версии местом его рождения является – Флоренция, где у отца было имение. Около 1330 года Боккаччо из Флоренции переехал в Неаполь, где сначала изучал коммерцию, а затем каноническое право. Но, ни купца, ни юриста из него не получилось. Именно в Неаполе, в кружке короля Роберта Анжуйского, Боккаччо стал поэтом и гуманистом. Неаполь стал для него окном в яркий и авантюрный мир Средиземноморья - в мир Гомера и Марко Поло, арабов и крестовых походов, морских разбойников и купцов-мореплавателей… Там же при неаполитанском дворе Боккаччо встретил и свою "Беатриче" - Марию Д’Аквино, которую под именем Фьямметты ("Огонёк") впоследствии прославил в своих произведениях. В Неаполе, помимо стихотворений, воспевающих Фьямметту, он написал роман в прозе "Филоколо" и две большие поэмы - "Филострато" и "Тезеида", "перебравшиеся" из итальянских обработок французских рыцарских романов. Кстати, "Филоколо" стал первым итальянским приключенческим романом, а "Филострато" и "Тезеида" в значительной мере предопределили дальнейшую эволюцию ренессансной рыцарской поэмы. В 1340 году ему из-за материальных обстоятельств, пришлось оставить двор и вернуться к отцу во Флоренцию. Вынужденный заниматься коммерческими сделками, он втянулся в общественную и политическую жизнь республики, очень скоро став одним из ее лучших дипломатов.

"Декамерон" был написан в 1348-1351 годы, по следам отшумевшего в Европе Апокалипсиса – бубонной чумы. Книга имела успех, и у нее сразу же появилось вульгарно-простонародное прозвище - "Князь Галеото". Галеото или Галехот - рыцарь короля Артура, который помогал взаимоотношениям Джиневры и Ланцелота. Впоследствии имя этого рыцаря вошло в итальянский язык, как синоним сводника. Прозвище "Князь Галеото" намекало на идейных противников Боккаччо, пытавшихся доказать, что "Декамерон" подрывает устои религии и морали. В ответ на критику, Боккаччо заявлял, что при желании непристойности можно обнаружить даже в Библии.

На самом деле все "непристойные" сюжеты или шутливые истории, рассказанные его героями, были лишь следствием близости Боккаччо к сокровищнице народной культуры. Ведь в качестве сюжетного материала Боккаччо в равной мере использовал анекдоты и религиозно-нравоучительные "примеры" ("exemplum"), французские фаблио и восточные сказки, "Метаморфозы" Апулея и устные рассказы современных ему флорентийцев. "Декамерон" стал своего рода "литературной суммой" предшествовавшей эпохи Средневековья. В "Заключении автора" Боккаччо настаивал на том, что перу писателя "следует предоставить не менее права, чем кисти живописца" изображать тело во всей его телесности, а человека во всей его человечности. Декамероновская "республика поэтов" - первая после трактатов Данте гуманистическая утопия европейского Возрождения.

Непонимание современниками, в том числе и Петраркой, идейного замысла "Декамерона" тяжело подействовало на поэта и способствовало наступлению в 50-е годы "религиозного кризиса". В 1362 году он даже написал Петрарке письмо, в котором выражал желание сжечь "Декамерона" и полностью прекратить занятия поэзией. Правда, за несколько лет до своей смерти, Боккаччо собственноручно переписал и окончательно отредактировал свою главную книгу. С 1363 он поселился в своем имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого согражданина Данте Алигьери, учредили особую кафедру для объяснения "Божественной комедии". Ей Боккаччо посвятил цикл лекций, но закончить этот цикл ему не удалось, он умер 21 декабря 1375 года.

Незадолго до кончины Боккаччо сочинил эпитафию на свою могилу: "Под этим камнем лежат прах и кости Иоанна, душа его предстает Богу, украшенная трудами земной жизни. Отцом его был Боккаччо, родиной - Чертальдо, занятием – священная поэзия". Виднейший гуманист того времени Колюччо Салютати недовольный лаконичностью эпитафии оставленной великим поэтом, добавил: "Тысячи трудов всенародно славят тебя: никогда ты не будешь забытым". Интересно, что в списке "важнейших творений" Салутати "забыл" назвать "Декамерон".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

15 мудрых мыслей Джованни Боккаччо

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

РИА Новости

Новости Финам

Новости партнеров