Среда, 21 февраля, 11:02
Слегка Облачно -14°
В.И. Суриков. Взятие снежного городка (1891). Справа на спинку саней брошен типичный тюменский ковер. 

Цветы на снегу: сибирский ковер должен защищать от холода

Фото: "Википедия"
22 июля в галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка «Тюменский ковер»

Фото на фоне ковра – дурной тон. Но в каждом из трех залов музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств совсем не стыдно сделать селфи. В одном из залов по стенам развешаны 20 экспонатов из собрания Музейного комплекса имени И.Я. Словцова (Тюмень). В двух других – 50 полотен, созданных мастерами ООО «Сибирская ковровая фабрика» по эскизам Московского НИИ художественной промышленности.

– Фабричные ковры сделаны тоже вручную, над каждым трудились две мастерицы в течение полугода, а иногда и года, - говорит старший научный сотрудник Музейного комплекса имени И.Я. Словцова Наталья Сезева. – Только работают они на промышленных металлических станках, поэтому на них нить прибивается плотнее. Отличие деревенского ковра – в том, что он более пластичный, мягкий, пушистый.

Что такое тюменский ковер, знают все, кто видел картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка» (1891). Там справа две красавицы сидят в санях, на спинку наброшено роскошное черное полотно с яркими цветами.

– Тюменский ковер – махровый, с очень высоким ворсом, – рассказывает Наталья Ивановна. – Здесь же Сибирь, бездорожье. Изначально ковры предназначались для ямского промысла. Ими украшали сани, укрывались для тепла. А потом ковер стал и украшением интерьера.

Поскольку ковер очень пушистый, детальная проработка рисунка невозможна, оттого узоры крупные, сочные, размашистые. В Сибири не признают банальных геометрических орнаментов, там на черных махровых полотнах красуются цветы и кони.

– Изображение лошадей, букетов, цветочных гирлянд «генетически» связано с образами, часто встречающимися в народном искусстве, – говорит Наталья Сезева. – В основе художественного строя сибирских ковров лежат архетипические образы, наиболее полно выражающие народное мировосприятие. Нарядные «букеты» наводят на сравнение с «древом жизни»; цветочные венки – с кругом вечного движения.

Однако круг жизни самих тюменских ковров может оказаться далеко не вечным. Уже в первой половине XVIII века ковроткачество становится самым распространенным среди крестьянских ремесел и промыслов Тюменского уезда. Но XXI век может его доконать. Когда-то в Тюменской области работало 27 ковровых фабрик, сейчас осталась одна – ООО «Сибирская ковровая фабрика».

– Фабрика испытывает большие проблемы, – говорит Наталия Сезева. – Это частное предприятие, но ему нужна государственная поддержка. Наш промысел может быть поставлен в одну линию с гжелью, хохломой, другими народными ремеслами. Мы надеемся, что эта выставка привлечет внимание к уникальной фабрике – центру возрождения российского ковра.

Выставка будет работать до 24 августа.

В.И. Суриков. Взятие снежного городка (1891). Справа на спинку саней брошен типичный тюменский ковер. 

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости Финам

Новости партнеров

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости партнеров