Портал городских новостей
Вторник, 28 июня 2016 16:14
Погода на завтра: 25..27 (день) 13..15 (ночь)
Валюта:   USD 64,80 EURO 71,71

Цветы на снегу: сибирский ковер должен защищать от холода

20:18 22 июля 2014 1
Персоны:

22 июля в галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка «Тюменский ковер»

Фото на фоне ковра – дурной тон. Но в каждом из трех залов музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств совсем не стыдно сделать селфи. В одном из залов по стенам развешаны 20 экспонатов из собрания Музейного комплекса имени И.Я. Словцова (Тюмень). В двух других – 50 полотен, созданных мастерами ООО «Сибирская ковровая фабрика» по эскизам Московского НИИ художественной промышленности.

– Фабричные ковры сделаны тоже вручную, над каждым трудились две мастерицы в течение полугода, а иногда и года, - говорит старший научный сотрудник Музейного комплекса имени И.Я. Словцова Наталья Сезева. – Только работают они на промышленных металлических станках, поэтому на них нить прибивается плотнее. Отличие деревенского ковра – в том, что он более пластичный, мягкий, пушистый.

Что такое тюменский ковер, знают все, кто видел картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка» (1891). Там справа две красавицы сидят в санях, на спинку наброшено роскошное черное полотно с яркими цветами.

– Тюменский ковер – махровый, с очень высоким ворсом, – рассказывает Наталья Ивановна. – Здесь же Сибирь, бездорожье. Изначально ковры предназначались для ямского промысла. Ими украшали сани, укрывались для тепла. А потом ковер стал и украшением интерьера.

Поскольку ковер очень пушистый, детальная проработка рисунка невозможна, оттого узоры крупные, сочные, размашистые. В Сибири не признают банальных геометрических орнаментов, там на черных махровых полотнах красуются цветы и кони.

– Изображение лошадей, букетов, цветочных гирлянд «генетически» связано с образами, часто встречающимися в народном искусстве, – говорит Наталья Сезева. – В основе художественного строя сибирских ковров лежат архетипические образы, наиболее полно выражающие народное мировосприятие. Нарядные «букеты» наводят на сравнение с «древом жизни»; цветочные венки – с кругом вечного движения.

Однако круг жизни самих тюменских ковров может оказаться далеко не вечным. Уже в первой половине XVIII века ковроткачество становится самым распространенным среди крестьянских ремесел и промыслов Тюменского уезда. Но XXI век может его доконать. Когда-то в Тюменской области работало 27 ковровых фабрик, сейчас осталась одна – ООО «Сибирская ковровая фабрика».

– Фабрика испытывает большие проблемы, – говорит Наталия Сезева. – Это частное предприятие, но ему нужна государственная поддержка. Наш промысел может быть поставлен в одну линию с гжелью, хохломой, другими народными ремеслами. Мы надеемся, что эта выставка привлечет внимание к уникальной фабрике – центру возрождения российского ковра.

Выставка будет работать до 24 августа.

Новости партнеров

Загрузка формы комментариев

Новости партнеров