Портал городских новостей

Знамя Победы над Рейхстагом

07:09 16 декабря 2014 1464
Во вторник, 16 декабря, на Фрунзенской набережной открывается мемориал Великой Победе. «ВМ» наблюдала за последними приготовлениями.

За четыре дня до торжественного открытия монумента к зданию Генштаба на Фрунзенской набережной доставили последнюю часть композиции — «Поверженный Рейхстаг». Процесс разгрузки бронзовых элементов и начало монтажа памятника происходили на глазах спецкора «ВМ».

Такого масштабного скульптурного объекта на военную тематику в столице не осуществлялось давно. На память приходит разве что открытие мемориала Героям Первой мировой войны, приуроченное к 100-летию со дня ее начала. Новый проект тоже отражает ту эпоху, но главный лейтмотив композиции — победа Советского Союза над фашистской Германией.

Волков Павел, "Вечерняя Москва"
Первоначально монумент планировалось установить за оградой стратегического объекта.

Художественное решение скульптурных композиций отражает знаковые даты, оказавшие влияние не только на судьбу России, но и на ход мировой истории. Композиция, посвященная Первой мировой войне, изображает крупнейшие наступательные операции русской армии — Брусиловский прорыв, Перемышльскую осаду и штурм крепости Эрзурум.

Волков Павел, "Вечерняя Москва"
Монтаж памятника, посвященного взятию рейхстага около здания генштаба

Центральным персонажем левой части мемориала стал последний российский император Николай II на коне. Правая часть композиции напоминает о Битве под Москвой в 1941 году, о водружении Знамени Победы над Рейхстагом и о Параде Победы 24 июня 1945 года. Здесь центральной фигурой композиции стал маршал Георгий Жуков, также запечатленный на коне. Эту скульптуру вместе с элементами Рейхстага доставили последними. «Поверженный Рейхстаг» и красноармейцы, водружающие Знамя Победы на его развалинах, стали самой высокой частью ансамбля — пик древка возвышается на 11 метров от основания.

Все перечисленные части общей композиции, за исключением «Поверженного Рейхстага» и всадника Георгия Жукова, уже находились на своем месте. Около полуночи несколько грузовиков с автокранами въехали за ограду режимного объекта с бесценным грузом на бортах. Тяжелые бронзовые детали привезли из литейного цеха Студии военных художников имени Грекова. За разгрузкой бронзовых элементов внимательно следит директор студии Андрей Соколов — нельзя допустить даже малейшей деформации деталей. Чтобы части не потеряли форму, сложные конструкции временно спаяны арматурой.

Вот в темноте мелькнула фигура бронзового всадника. При ближайшем рассмотрении поражает портретное сходство: волевое мужественное лицо, ямка на подбородке — эти черты маршала Жукова мы знаем с детства по кадрам кинохроники. Автор композиции, народный художник России Михаил Переяславец, известен скрупулезным подходом к портретному сходству своих героев. Неслучайно именно ему доверили родственники Александра Покрышкина работу над увековечиванием памяти их знаменитого предка в Новосибирске.

Волков Павел, "Вечерняя Москва"
Тяжелые бронзовые детали привезли из литейного цеха Студии военных художником имени Грекова.

Вот аккуратно на лебедке поднимают растерзанного орла со свастикой — символ Третьего рейха, он займет свое место рядом с разрушенным куполом Рейхстага — самой крупной деталью заключительной композиции.

Первоначально монумент планировалось установить за оградой стратегического объекта, так сказать, поближе к народу. Но две высокие гранитные балюстрады, окружающие главную лестницу Генерального штаба, показались архитекторам более выигрышной позицией для такого значимого объекта.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Любовь Прошина, начальник отделения информации и выставок студии им. Грекова, искусствовед:

- Около двух лет назад наш скульптор Михаил Владимирович Переяславец разработал эскизы этого памятника. Он показывал их руководству и представителям других инстанций, но тогда решения не последовало.

Помогло то обстоятельство, что буквально через месяц Министерство обороны возглавил Сергей Шойгу. Так вышло, что один из первых визитов после своего назначения министр нанес в нашу студию. Михаил Владимирович познакомил его со своей задумкой. Сергею Кужугетовичу понравились эскизы, и он сказал, что этот проект необходимо воплотить в жизнь. После этого началась активная работа.

НОВЫЙ ПАМЯТНИК — ПОСЫЛ МОЛОДЕЖИ ГОРДИТЬСЯ ПРОШЛЫМ

Франц Клинцевич, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне:

- Появление памятника на Фрунзенской набережной, объединившего память о двух знаковых для России войнах, — замечательная идея. Это восстановление нашей исторической ментальности и серьезный посыл обществу, прежде всего молодежи, — увидеть славное прошлое, чтить его и следовать примерам героев.

Антон Цветков, член общественной палаты России, глава общероссийской общественной организации «Офицеры России»:

- Я как член Общественного совета Министерства обороны горжусь нашим военным ведомством и его руководителем. Трудно переоценить вклад, который Сергей Шойгу делает для увековечивания памяти российских воинов и патриотического воспитания.

ЭКСПЕРТЫ: ДОСТОЙНЫ БРОНЗЫ МАРК ШАГАЛ И ВОЗВРАЩЕНИЕ КРЫМА РОССИИ  

Александр Кудрявцев, президент академии архитектуры и строительных наук:

- Достойны бронзы, без сомнения, наши великие художники ХХ века Василий Кандинский, Каземир Малевич и Марк Шагал. Посмотрите — литераторов всех «отварили». Даже памятник Бродскому есть. Но наше изобразительное искусство ничуть не слабее! Когда мои коллеги, иностранцы, приезжают в Москву, то всегда спрашивают: «А где тут у вас музей Малевича? А музей Кандинского?» Но мы разводим руками — нет таких музеев... Хотя, вы помните, в церемонии открытия Олимпиады в Сочи были задействованы мотивы произведений именно этих художников — Кандинского, Малевича и Шагала.

Почему? Да потому что их знает весь цивилизованный мир! В советское время на этих людях лежала каинова печать принадлежности либо к модернизму, либо к эмиграции. Так, может, нам пора забыть о советских стереотипах и увековечить память этих по-настоящему великих людей

Владимир Муравьев, москвовед, член городской топонимической комиссии:

- Я думаю, что Москве пора остановиться и перестать открывать все новые и новые памятники. С одной стороны, увековечивать память о великих людях и исторических событиях, разумеется, нужно. Человек не может жить только днем сегодняшним. С другой стороны, памятников в Москве сейчас столько, что каждый из них в отдельности девальвируется, обесценивается! Был в Александровском саду Вечный огонь. Прекрасно.

А теперь к нему добавили целую «коммунальную квартиру» всевозможных статуй. Думаю, нам всем пора искать какие-то новые формы увековечивания памяти.

Кирилл Разлогов, культуролог:

- Многие по-настоящему важные, эпохальные, события новейшей российской истории остались не увековечены. Например, расстрел парламента в 1993 году. Или возвращение Крыма в состав России.

Но установка памятника этим событиям, я уверен, возможна только в том случае, если произведение представляет самостоятельную художественную ценность. Ведь оценка тех или иных событий, тех или иных личностей может меняться. А сильное художественное высказывание остается навсегда. В общем, давайте брать не количеством, а бесспорным качеством.

Роксана Бабаян, певица, народная артистка России:

- Я бы предложила установить памятник военным строителям. Мы помним и чтим тех, кто воевал. Но сотни тысяч людей без погон строили для наступающих войск дороги, восстанавливали разбомбленные мосты и взорванные тоннели.

Шла гигантская, просто колоссальная работа! Ею, например, занимался мой папа — Рубен Михайлович. Он, гражданский инженер, даже был ранен во время работ, а многие военные строители погибли. Так давайте помнить об этих людях, которые тоже помогали одержать победу.

Анатолий Вассерман, победитель интеллектуальных телеигр:

- Российская история настолько изобилует подвигами и примерами героизма, что их даже трудно вспомнить — не то что выбрать! Однако, я убежден, увековечивания наиболее достойны события Великой Отечественной войны. Дело в том, что это была война всего худшего, что накопила европейская цивилизация, и всего лучшего, что накопила цивилизация российская. Это была глобальная война двух цивилизаций. Я бы, например, был за то, чтобы в Москве появился памятник героям Брестской крепости. Отрезанный от Большой земли, жертва ошибок командования, гарнизон совершил великий подвиг, который для многих стал примером — как нужно сражаться с фашистами, как жить и как умирать. Этого не забыть.

Дмитрий Шпаро, путешественник, полярный исследователь:

- Сначала, я уверен, памятник какому-то человеку или событию должен появиться в человеческих душах. Месяц назад, например, я побывал на открытии монумента, посвященного летчикам дальней авиации, которой в России исполнилось 100 лет. Открывал его Сергей Шойгу, министр обороны России. Но вот что интересно: на церемонию пришли не многозвездные генералы в мундирах и орденах, а многие сотни людей, чья жизнь была реально связана с дальней авиацией. Пилоты, радисты, работники наземных служб — те, кого, казалось бы, нельзя назвать героями, но для кого небо и есть их жизнь! На церемонии открытия была потрясающая, почти семейная атмосфера, неформальная, неофициальная.

И я понял простую вещь. В душах людей, которые сюда, в сквер Девичьего поля, пришли, памятник дальней авиации уже был. А потом он просто воплотился в бронзе...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Михаил Переяславец, скульптор

- Работа шла трудно, потому что нам постоянно переносили сроки. Один раз, потом еще раз, еще раз. Сокращали на всех этапах создания композиции. Я понимаю, есть даты — 100-летие начала Первой мировой войны, 70-летие Победы... К датам нужно было успевать. Но, должен заметить, обычно на подобные скульптурные композиции — а наша, как вы видите, довольно масштабна, — уходит не два с половиной года, а существенно больше. Но мы справились. (далее)

Александр Устенко, директор завода «Лит Арт», занимавшегося литейными работами

- Работы велись точно в срок, даже с легким опережением, благодаря профессионализму нашего коллектива, налаженной технологии сложностей не было. Особой благодарности заслуживает сам Михаил Переяславец. Монументальная группа состоялась благодаря его невероятному таланту и трудолюбию. (далее)


Загрузка формы комментариев