Понедельник, 11 декабря, 16:12
Легкий Дождь + 1°
Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда (слева) и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион во время презентации книги патриарха Кирилла «Тайна покаяния» Владимир Легойда Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда (слева) и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион во время презентации книги патриарха Кирилла «Тайна покаяния» Владимир Легойда

Путь одного миссионера. Нельзя выстраивать преграду между человеком и Христом

Сегодня наше общество как никогда остро нуждается в поддержке духовно-нравственных устоев — тех, что 1000 лет объединяли Россию, делали ее крепче, сильнее. И продолжая рубрику «Персона», «ВМ» обратилась к главе Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимиру Легойде. Видный православный деятель рассуждает о том, на каком языке стоит говорить с молодежью, какова в Церкви роль женщины и как в меняющемся мире продолжать следовать евангельским заповедям.

Пять лет назад в истории Русcкой православной церкви произошел беспрецедентный случай. Постановлением Священного синода было принято решение назначить на пост главы Синодального информационного отдела мирянина (человека, который не является священнослужителем). Им оказался 36-летний журналист Владимир Легойда. Чем руководствовался Синод, отступая от традиционных правил!? Возможно, противников такого назначения могло бы быть намного больше, если бы не одно но... А именно: к моменту назначения на должность главы отдела информации Московского патриархата Легойда уже более десяти лет успешно справлялся с ролью главного редактора православного журнала для сомневающихся «Фома».

В середине 90-х на страницах этого церковного издания публиковались прогрессивные для того времени авторские колонки. На сложные, подчас острые социальные вопросы православный журнал отвечал предельно просто и искренне. Что говорить — подписчики «Фомой» зачитывались. Обращаясь к самому широкому кругу читателей, «Фома» намеренно отказывался от назидательного тона, которым грешат многие церковные издания. Впрочем, время «Фомы неверующего» постепенно уходит. На смену актуальному для 90-х миссионерству, в 2000-х обозначилась еще более глобальная задача — в динамично меняющейся России сформировать единую информационную политику Русской православной церкви.

Анна Иванцова
Владимир Легойда в гостях у сетевого вещания «ВМ»

Об итогах пяти лет работы в должности, а также о том, что волновало и продолжает волновать людей, которые так или иначе задаются вопросом «для чего я живу?», «ВМ» побеседовала с главой Синодального информационного от дела Владимиром Легойдой.

ЦЕРКОВЬ НЕ БОИТСЯ КРИТИКИ

- Вы более пяти лет возглавляете Синодальный информационный отдел, который, среди прочего, отвечает за формирование адекватного публичного представления о Церкви. А важно ли для Церкви общественное мнение?

- Для Церкви важно общественное мнение, но не потому, что мы «боимся» публичной критики или враждебности. Это не так, ведь во времена гонений на ранних христиан и в недавнее безбожное время Церковь осуждали и унижали, но от этого она стала только крепче и сильнее.

Церковь — это не корпорация, для которой общественное мнение — бизнес-актив для продвижения своего продукта. Церковь — Глава которой Христос, — это дверь, ведущая к Богу, в жизнь вечную. Если негативное общественное мнение, вызванное ложью или даже недостойным поведением когото, кто называет себя христианами, закрывает людям эту дверь — нас это не может оставлять безразличными.

Правдивое представление о Церкви в обществе, разрушающее ложную преграду между Христом и человеком, — это то, над чем может и должен работать Синодальный информационный отдел.

- Современные медиа подчас дают поверхностное представление о духовной жизни. Какие книги стоит прочитать, чтобы лучше узнать культуру православия?

- Долгое время большая часть нашего населения была безграмотна. И что же — мы откажем им в принадлежности к православию, к Церкви и к культуре? Нет, разумеется.

Сейчас, конечно, времена другие. Хотя многие, увы, читают не больше, чем наши малограмотные предки. Увы, не думаю, что можно назвать шорт- или лонг-лист книг, прочтение которых приведет нас к абсолютно гарантированному результату в духовной жизни. Не все, кто читал Евангелие, становятся верующими. Ведь даже не все, кто видел и слушал Христа лично, стали христианами, а один апостол даже предал его.

Точно так же не все, кто читает Толстого, становятся толстовцами, не все, кто читает Мартина Лютера, — лютеранами и так далее. Даже не все, кто читает журнал «Фома», идут стопами апостола. Если вы исследователь культуры, то на любой кафедре культурологии вам предоставят список литературы.

Но если цель чтения — обрести сокровище веры, то, что бы вы ни читали, надо прислушиваться к голосу своей совести, которая, как лакмусовая бумажка, среагирует на то, что ведет нас ко Христу, а что от него.

И все же чтобы не быть обвиненным в уходе от ответа, я бы посоветовал из духовной классики — святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Из современных авторов — книги митрополита Сурожского Антония (в первую очередь «Встреча», «Вера», «Человек перед Богом»), «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) и книги митрополита Иллариона (Алфеева), например «Во что верят православные христиане» и «Христос — Победитель ада». Книг сейчас много — было бы желание.

СВОБОДА – ВЕЛИКАЯ СИЛА

- Многие приходящие в Церковь ищут в ней и поддержку своим общественным взглядам. Какая Церковь: либеральная или консервативная?

- Когда человек приступает к Чаше в Церкви — мы у него не спрашиваем, кто он: либерал или консерватор. Нельзя вписать Церковь в ту или иную общественно-политическую типологию. Господь судит людей не по признаку их партийной принадлежности.

Есть четкие границы, пределы допустимого поведения человека, вне которых — катастрофа и погибель души, да и тела тоже. Консерватизм ли это? Или просто верность истинным представлениям о жизни? Если под консерватизмом понимать ненужность каких бы то ни было изменений, то это не про нас.

Церковь — это живой организм, и современная церковная жизнь имеет отличия от церковной жизни, например в XV веке. Определенные вещи на поверхности меняются, будучи связаны с миром людей, но базовые, принципиальные положения Божественного Откровения остаются незыблемыми.

- Каково отношение Церкви к свободе?

- Церковь считает дарованную Богом человеку свободу великим благом. Но современный философский либерализм (не путать с политическим и экономическим) нередко исходит из того, что свобода человека абсолютна и ограничения ее — зло. Это не так.

Свобода — великая сила, но она может и созидать, и разрушать. Задача самого человека, семьи, общества, государства — воспитать ответственность, и тогда свобода будет служить добродетели.

В ином случае она сводится к свободе срывать запретный плод с дерева познания, обрекая себя и окружающих на страдания и смерть. Причем обществу ничего не остается, как раз решать срывать этот плод: вчера это было непристойное кино и легкие наркотики, сегодня — узаконенная проституция и однополые «браки», а завтра может быть еще что-нибудь, например педофилия.

С одной стороны Церковь неизменна — в области вероучения, догматических вопросов, нравоучения. С другой стороны Церковь как сообщество верующих людей, естественно, предполагает и даже требует постоянного поиска наиболее соответствующих настоящему времени подходов, христианских оценок, новых методов реализации евангельских задач.

ФЕМИНИЗМ – ЭТО ВЫЗОВ И МУЖЧИНАМ, И ЖЕНЩИНАМ

- Вопрос, который может стать проверкой на либерализм в Церкви. Как следует относиться к активной жизненной позиции женщин в настоящее время?

- В Церкви многие направления бы просто не развивались без «твердой» женской руки. Женская природа — это природа материнская, которой органически присуща забота и милосердие, и эта природа приносит плоды в области социальной работы Церкви. Сегодня и на многих приходах Русской церкви можно встретить те или иные формы служения, где женщины играют основную роль. Работая в этих сферах, женщины действительно обретают полноту жизни и находят профессиональное счастье, а некоторые — и личное.

Другое дело, когда под флагом феминизма женщина пытается доказать себе и окружающим, что она не хуже, чем мужчина. И доказать это пытается, мужчине уподобляясь.

А вот здесь и ошибочка. Не хуже — конечно. Но другая — факт. Зачем же превращаться в мужчину-то? И не нужно, и не получится.

- Иногда сталкиваешься с ситуацией, когда совесть другого как бы глуха к евангельскому посланию. Как привести его к Богу и в Церковь?

- Это очень сложный вопрос. Наверное, каждый из нас переживал от того, что дорогой нам человек идет ложным путем, не видит или, того хуже, не хочет видеть и искать Бога. Это не может не тревожить христианина, который, подобно Учителю, хочет, чтобы «все спаслись и в разум истины пришли».

Но не надо отчаиваться, если близкий глух к нашим словам. Самый короткий путь к тому, чтобы послужить спасению ближнего, это быть самому живым свидетелем Евангелия, преображающего действия Божественной силы в современном мире. Когда в христианине есть то, чем может не обладать другой человек — а именно душевный мир и теплота, искренняя радость, чистота сердца, — это неизбежно вызывает интерес к вере. Каждый христианин призван быть в этом мире иным, качественно другим — и свидетельствовать о своей вере не только словами, но и прежде всего делами, служением ближнему. Но даже если, как нам кажется, мы сделали все, а дорогой нам человек безучастен, то и тогда не стоит унывать. Молитесь о нем и вспоминайте, что в Царствие Небесное вошел первым разбойник, покаявшийся прямо перед смертью.

- Все так, но как быть с общественным злом: смириться или бороться за правду?

- Предлагаю обратиться к памяти великого святого, память которого мы особо празднуем в этом году, — преподобного Сергия Радонежского. Во время тяжкой междоусобицы он уходит в лесную глушь, строит церковь в честь Святой Троицы — молится, трудится, борется со страстями и в итоге сам становится обителью Святого Духа. И только тогда он смог сплотить русских князей, чтобы дать достойный отпор татаро-монгольским завоевателям. Настоящая, а не фиктивная победа над злом всегда начинается с преодоления зла в себе самом. Поэтому умение сдержаться, остановить распространение зла на себе — это не слабость, а большая сила и мужество. И только когда произошла эта первая победа, можно увидеть, что именно надо сделать, чтобы помочь другому в этой борьбе.

"Вечерняя Москва", Анна Иванцова
14 октября 2012 г. Вера и дети всегда рядом

Из этого не следует, что нужно сначала стать святым, а потом человеком, приносящим пользу обществу, небезучастным к происходящему вокруг. Просто любое наше общественное начинание, а оно немыслимо без борьбы, требует внимания к себе. Чтобы в порыве мы не превратились в борющихся с несправедливостью посредством ненависти и зла.

- Как бороться с гневом и раздражительностью?

- Нередко гнев — это естественная реакция человеческой души на недолжное, неправильное. И в самом явлении гнева греха как такового нет: мы знаем из Евангелия, что Сам Спаситель гневался на жестокосердие книжников и фарисеев и выгонял бичом из храма торговцев.

Но в нашей поврежденной грехом природе гнев стал слишком сильным и трудноуправляемым, что чаще всего он оказывается обращенным не на грех, а на ближних. Чтобы реже гневаться, надо научиться искать и любить волю Божию. Когда человек считает самого себя исключительным и полноправным хозяином своей жизни, то любое препятствие будет вызывать у него либо уныние, либо гнев. Но когда человек верит Богу, вверяет Ему свою жизнь как Любящему Отцу, тогда он более спокойно относится к изменениям в жизни, у него меньше оснований испытывать неудовольствие, раздражение или разочарование. Научимся разделять грех и грешника, терпению и преданности Богу — и гнев перестанет быть большой проблемой.

ЧТО СКРЫВАЮТ АЛЛЕГОРИИ

- Церковь призвана говорить на всех языках, в том числе на понятном молодым. На каких принципах должен строиться диалог Церкви с молодежью?

- Прежде всего необходимо понять, чему именно противостоит то или иное течение молодежной субкультуры. Молодежь во все времена отличалась своей категоричностью и жаждой подлинности.

И когда именно эти стремления находят свое отражение в субкультуре — здесь всегда будет достаточно общих точек соприкосновения между Церковью и молодежью для конструктивного разговора. Однако, к сожалению, нередко приходится наблюдать, как эти благородные мотивы становятся инструментом для манипуляций.

В разговоре с молодежной субкультурой Церковь призвана помочь молодым обрести истинные понятия о Боге, человеке, жизни. Мы можем использовать определенные методы и подходы, которые будут хорошо понятны молодым — как это, например, делали Клайв Льюис и Толкиен, передавая евангельские истины языком аллегорий, образов, притч. Однако здесь надо быть очень аккуратными и осторожными, чтобы в стремлении донести главное содержание, не растерять его по дороге и не похоронить под грудами труднопонимаемых и неясных символов и образов.

И еще очень важно, чтобы молодые люди видели в нас не актера из детско-юношеского театра, который хочет под них подстроиться. Тогда больше шансов быть услышанным.

СПРАВКА

Родился 8 августа 1973 году в городе Кустанай (Казахстан). В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Символы и ритуалы в политических процессах в США». В 1996 году основал и возглавил православный журнал «Фома». 31 марта 2009 года Священным синодом назначен главой Синодального информационного отдела.

С 2012 года — член Общественного совета при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка; член Совета по Общественному телевидению. Отмечен золотым крестом апостола Павла III степени, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Женат. Воспитывает двух дочерей и сына.

ЦИФРА

200 тысяч сообщений о Русской православной церкви по итогам мониторинга медиа выявлено за текущий год.

ОБ АВТОРЕ

Екатерина Гончарова - корреспондент газеты «Вечерняя Москва», член Союза журналистов Москвы, православный активист, волонтер.

Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда (слева) и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион во время презентации книги патриарха Кирилла «Тайна покаяния» Владимир Легойда Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда (слева) и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион во время презентации книги патриарха Кирилла «Тайна покаяния» Владимир Легойда

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости Финам

Новости партнеров

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2

Новости партнеров