Портал городских новостей

08:00 Четверг, 23 февраля

Погода на завтра: днем 2..4 ночью -1..1
$ 57,47 60,45
Четверг, 23 февраля 2..4 $ 57,47 60,45

Николай Губенко: Театр — пожизненная галера

20:59 21 декабря 2015 1149
«Содружество актеров Таганки», актеры Владимир Завикторин и Игорь Иванов в спектакле «Бег»

«Содружество актеров Таганки», актеры Владимир Завикторин и Игорь Иванов в спектакле «Бег»
Фото: Светлана Боброва/ТАСС

В театре «Содружество актеров Таганки» сегодня премьера спектакля «Бег» в постановке Марии Федосовой. Художественный руководитель театра, народный артист России Николай Губенко, в интервью «ВМ» объясняет, почему эта работа достойна внимания.

- Николай Николаевич, от кого исходила инициатива поставить булгаковский «Бег» на сцене театра «Содружество актеров Таганки»?

- Мария Федосова - талантливый режиссер и ее постановка в нашем театре «Бешеные деньги» пользуется неизменным успехом. Этот спектакль так популярен, что даже я не могу достать на него билеты для своих друзей. На этот раз я предложил Марии две пьесы на выбор: «Мамаша Кураж» Брехта и «Бег», и она остановилась на пьесе Булгакова, чему я очень рад. Умная женщина, которая лучше понимает, что такое боль и несчастье, чем мужчина (ибо мы грубее женщин), а в «Беге» показано самое несчастное состояние человеческих душ, вызванное потерей Отечества. Замечу, что постановка зрелищная, очень дорогая. С костюмами нам помогла кинокомпания Никиты Михалкова «ТриТэ» и киноконцерн «Мосфильм»,  за что мы им весьма признательны. Артисты работают увлеченно. Занята почти вся труппа. Все это вселяет  надежду, что наша постановка «Бега» будет лучшей за последние десять лет.

Из архива
Художественный руководитель театра, народный артист России Николай Губенко

- Видели ли вы постановки «Бега» в других театрах Москвы?

- Видел спектакль Юрия Бутусова в театре имени Вахтангова, но от оценок воздержусь. Осмелюсь предположить, что наш спектакль составит здоровую конкуренцию вахтанговскому.

 - Существует мнение, что в годы советской власти самых талантливых людей, убеждения и мысли которых расходились с политикой партии, отправляли в лагеря и выдворяли из страны. И это выдворение отображено в булгаковском «Беге». Реальный показательный пример -  философский пароход, на котором в 1922 году отправили за границу Николая Бердяева, Михаила Осоргина, Сергея Булгакова  и многих других.

- Есть точка зрения, что в ГУЛАГе сидела половина народа, а половина – его охраняло. Так говорят антисоветчики. Еще говорят, что Сталин истребил всех священнослужителей и всех дворян. Но сейчас каждый третий – дворянин, а каждый десятый – священник. Думаю, что это большое преувеличение, будто Сталин расправился с интеллигенцией, с аристократией и со священнослужителями. Почитайте «Надгробную речь» патриарха Алексия Второго над гробом Сталина перед панихидой.  В ней патриарх говорит о том, что ни одна серьезная просьба церкви не оставалась без внимания Сталина… Но иной альтернативы для выживания человечества как социалистическая государственность больше нет.

- Никита Михалков в интервью «ВМ» сказал о том, что «в течение всей кинематографической жизни пытается ответить на вопрос – что произошло с Россией в 1917 году, и об этом – большинство его картин, включая «Солнечный удар». А вы поняли – почему рухнула великая Империя, и какими были 70 лет советской власти?

- Я – не историк, не философ, а человек, рожденный в 1941 году, в катакомбах Одессы. Война лишила меня родителей и государство под названием СССР взяло на себя обязательства по отношению к 19 миллионам осиротевших детей, включая меня. Ничего иного, кроме благодарности стране, разумеется, с осознанием ошибок, которые неизбежны для каждого строя, я не испытываю. Я – не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, как думают некоторые мои коллеги, но оголтелый поклонник справедливости. Однажды на совещании по поводу скандальной ситуации в Союзе кинематографистов, которое собрал Никита Михалков на «Мосфильме», я прямо сказал Никите Сергеевичу: «Если бы сейчас началась гражданская война, я был бы - в одном окопе, а вы (хотя мы друг с другом на «ты»)– в другом». Есть нечто принципиальное, что разделяет нас. Я глубоко уважаю людей, которые стоят на стороне позиции Никиты Сергеевича, но еще больше уважаю людей, которые стоят на стороне социальной справедливости. Не справедливости по сословному признаку, а справедливости по Богу. Это при том, что я – атеист, а Никита Сергеевич, как мы знаем, человек глубоко верующий. Замечу, что с  Никитой Сергеевичем относимся друг к другу с симпатией, но разногласия в наших взглядах существенные.

- Объясните, пожалуйста, что по-вашему есть справедливость?

- Все мы рождаемся равными, а не элитами и нищими. Это равенство должно быть сохранено в тех постулатах, которыми руководствовалась справедливость на протяжении веков. Человек должен получить работу,  проявить себя в своем труде, а также должен получить равные стартовые позиции при рождении.

- Чем вызвана ваша симпатия к Никите Михалкову?

- Талант не может не вызывать симпатию, как и не может быть не призираем. Никиту Михалкова ненавидят не за то, что он – барин, а за то, что он – очень талантливый человек, каковых единицы.  Любой талант ненавидим прежде всего коллегами, но обожаем и любим огромным количеством читателей, зрителей, слушателей. Я отношусь к тем коллегам Михалкова, которые ценят его талант, но не разделяют многие его принципы.

- Вы, обучаясь во ВГИКе, получили два диплома бесплатно – актера и режиссера. Тогда как сейчас обучение во ВГИКе на том же режиссерском факультете стоит больших денег. Разве это справедливо, что молодой человек не может один раз в жизни получить бесплатное образование?

- Советское образование было лучшим в мире, и это  признано Всемирным образовательным обществом, и доказано в 1984 году, а потом в 1994 году на Всемирной конференции по образованию.  Академик Борис Раушенбах говорил: «Не дай Бог найдутся идиоты, а таких у нас в правительстве достаточно,  которые возьмут за образец западную систему образования». И мы взяли это образование, в результате чего имеем поколение, которые не знает своей истории, не читает книг, снимает на видео избиение своих одноклассников.  Что касается обучения во ВГИКе, боюсь, что у ректора Владимира Малышева катастрофически не хватает средств, чтобы было больше бесплатных мест.  В наше время все обучение было за счет государства. Бесплатное образование, бесплатная медицина, оплачиваемые больничные, профсоюзные путевки и прочие социальные льготы – давалось за счет труда, который, возможно, был недостаточно оплачиваемым. Средняя зарплата актера в театре На Таганке в 1968 году, где я работал,  была 75 рублей. Денег всегда не хватает. Особенно их не хватает богатым. А бедным почему-то хватает. Во ВГИКе я жил на стипендию 22 рубля в месяц (на последнем курсе 28 рублей), и была кассирша тетя Катя, которая вела долговую книгу в столовой, и давала нам еду в долг. А когда я служил  министром культуры, то при высокой зарплате 800 рублей, денег крайне не хватало. Был большой круг посетителей, иностранных гостей, которых надо было угостить, сводить в театр, показать Москву.  За государственный счет - только баранки и чай. Но когда у государства такие реалии, когда нужно идти в Сирию и защищать государственные интересы, а это стоит больших денег,  невольно вспоминаешь слова Достоевского: «Русский человек ради всемирного братства всегда готов лишнюю дырку на ремне просверлить».

- Как много в спектакле «Бег» политики? Юрий Бутусов в интервью «ВМ» сказал о том, что «в своей постановке он избегал явных политических акцентов».

- В любом случае, пьеса «Бег» политизирована как любая хорошая пьеса. Разве в пьесе Чехова «Дядя Ваня» нет политики? А в чеховском «Иванове»? В 1996 году в России произошло порядка тысячи самоубийств среди офицерства и… Иванов – самоубийца. Человек, загнанный в угол долгами, несостоятельностью, женитьбой на еврейке, непониманием со стороны общества. Так что каждая талантливая пьеса носит оттенок политических и социальных реалий.

- Любите ли вы творчество Михаила Булгакова?

- Я люблю все талантливое, а Михаил Афанасьевич очень талантливый художник. Тем более, его жизнь, судьба облачены в трагические одежды, что требует сочувствия.

- Может ли талант быть злым?

- На каждом шагу. Возьмите, к примеру, Сальери.

- В театре «Содружеством актеров Таганки» спектакли больше позитивной направленности?

- Наши спектакли объективные и позитивные с той точки зрения, что побуждают публику думать и чувствовать на основании того опыта, который прожило мое поколение и проживает текущее. Они весьма актуальны, и, судя по заполненным залам, любопытны для публики.  Причем наш театр не рекламируется. А если учесть, что бывший мэр Москвы Юрий Лужков не финансировал театр с момента нашего появления в течение 16 лет, и что мы пережили 27 судов в борьбе за право существования, не скрою, жили впроголодь, то вдвойне дорого, что публика проторила путь к нашему театру.

- Ремонт в Театре на Таганке затрагивал и вас (здания театров соседствуют друг с другом). Ремонт, к счастью, завершился. Какие у вас взаимоотношения с театром На Таганке?

- Ремонт затрагивал нас с точки зрения некомфортности работы. Строительство мешало нам репетировать. Но мы понимали, что это кому-то нужно, хотя труппе театра На Таганке, на мой взгляд,  это было не нужно. Был прерван творческий процесс, актеров выселили на временные площадки, часть уволили. Не хочу давать оценку тому, что произошло в театре На Таганке, но не могу не сказать о том, что с людьми так поступать нельзя.

- Сергей Никоненко в интервью «ВМ» рассказывал о том, что на курсе во ВГИКе вы как театральный актер были самый талантливый, и на спектакль «Карьера Артура Уи» по Брехту, где вы играли главную роль,  ходила вся Москва. Сегодня игра на сцене доставляет вам удовольствие?

- Я играю в шести спектаклях в месяц и, разумеется, делаю это с удовольствием.  Я играл и когда был министром культуры. Жалко, что в настоящее время я не снимаю кино, но элементы кинематографа в моих спектаклях очевидны. Посмотрите спектакль «Концерт по случаю конца света» и там много составляющих кино.

- Николай Николаевич, что вы больше любите – кино или театр?

- Кино люблю больше театра. Поскольку в некотором роде я - тугодум, то относительно долго размышляю над поиском и замыслом фильма. Его надо взрастить, насытить содержанием. Для этого я много ездил по стране, разговаривал с людьми, записывал километры диалогов, вычленял самое первостепенное, человеческое, в результате чего рождалась тема. Далее писался сценарий. Четыре года размышлений и поисков, полного одиночества, а потом на восемь или девять месяцев производства – временная семья. Мы реализовывали замысел и семья распадалась. Тогда как театр – пожизненная галера. Ни днем, ни ночью не перестаешь думать о театре. Ночью снятся сны о нем, утром сталкиваешься с реальностью, и каждый раз это проблемы не только творческого порядка, а еще быт, зарплаты, жилье, болезни, похороны, огромный комплекс проблем табора, который собрался неизвестно насколько.

- Вы умеете пользоваться интернетом, электронной почтой?

- Конечно. Это нужно мне для оперативной работы. Хотя бумагу люблю больше.

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

РИА Новости

Новости Финам

Новости партнеров