Суббота 23 июня, 13:06
Ясно + 26°
21 января 2016 года 18:00 Участники круглого стола — педагоги, методисты Городского методического центра, представители родительского сообщества и сотрудники редакции — в медиацентре «Вечерней Москвы»
Фото: "Вечерняя Москва"

Слышу — забываю, вижу — запоминаю, делаю — понимаю

Фото: "Вечерняя Москва"
В четверг, 21 января, в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» прошло первое заседание Клуба учителей, торжественное открытие которого состоялось в редакции в конце прошлого года. В рамках круглого стола педагоги столичных школ, методисты Городского методического центра, а также родители старшеклассников обсудили одну из насущных тем современного образования: «Проектная деятельность в образовательном процессе: помощник или лишняя нагрузка?»

Сегодня школу нельзя себе представить без проектно-исследовательской работы. С одной стороны, это расширяет кругозор, учит работать с источниками, самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать и структурировать ее. Но с другой стороны, современная программа и так перегружена. А в старших классах добавляется еще и подготовка к экзаменам. В итоге бывает так, что детям вместе с родителями приходится корпеть ночами над проектами.

Так что же такое проектная деятельность — помощник или лишняя нагрузка для детей, их родителей и учителей? Чтобы разобраться в этом вопросе, в медиацентре «Вечерней Москвы» собрались представители родительского сообщества, методисты Городского методического центра и педагоги.

Дмитрий Рухлецкий, специально для "Вечерней Москвы"
Ученицы гимназии № 1584 Настя Дубовцева и Алена Шехватова в рамках Курчатовского проекта выращивают листья салата в субстрате, заменяющем почву

А родители не в восторге

— Один из последних спецвыпусков нашего приложения был посвящен обзору лучших научно-исследовательских школьных проектов, — начала разговор Ирина Сидорова, советник генерального директора, руководитель проекта «Пресса в образовании». — Когда я стала разговаривать о работах детей с нашими коллегами, у которых есть дети, и делиться своими восторгами, многие не разделили моего энтузиазма. Часть родителей считают, что проекты — это пустая трата времени, и что лучше было бы учить школьные предметы как обычно. Мы решили собрать группу экспертов и поговорить на эту тему.

Одна из таких рассерженных мам — Ольга Кричевская. Ее дочь учится в 9-м классе.

— В этом году моя дочь сдает ОГЭ (Основной государственный экзамен. — «ВМ»), поэтому времени ни на что не хватает, — говорит Ольга. — Саботируются даже культурные мероприятия, потому что нагрузка большая: сочинения, контрольные, тесты. Выездные уроки и другие проекты отнимают много времени.

За любимую форму работы заступилась учитель истории и директор гимназии № 1570 Светлана Рубинская: — В рамках Единого госэкзамена по истории есть задание — написать эссе. Оно требует от детей наличия определенных знаний по политической и экономической ситуации в стране. Чтобы высказать свою точку зрения, детям нужно на чем-то базироваться, а заучивать даты и термины сложно. Проекты помогают расширять кругозор.

По мнению Александра Гулина, преподавателя истории из лицея № 1828 «Сабурово», преимущество проектов в том, что учителя могут выйти за рамки своего предмета: — Мой первый проект по истории на самом деле был по предмету «информатика».

Дети стали создавать трехмерные модели исторической военной техники на компьютере и потом уже сделали небольшой анимационный фильм о сражении под Прохоровкой. Эти работы украсили их портфолио, и когда они стали студентами, им было что показать работодателю при поиске подработки.

Александр Гулин рассказал, что за невыполненные работы двойки не ставит. А те, кто добросовестно сделает задание, защищают свой проект перед всем классом, вовлекая даже тех лентяев, которые по тем или иным причинам отлынивали от работы.

— Хочется добавить, что XXI век — это век экологии и информации, говорит Виталий Карагашкин, учитель географии из школы № 962. — Мы получаем каждый день огромное количество информации.

А проекты помогают ребенку выуживать то, что нужно, и правильно это применять. Достигая 9-го или даже 11-го класса, дети часто не могут выбрать профессию. Проекты помогают и в этом случае.

Дети начинают понимать, чем они хотят заниматься в дальнейшем.

"Вечерняя Москва"
Ученик школы № 1251 имени генерала Шарля де Голля Андрей Баскаков представляет свой проект: модель собора Парижской Богоматери из бумаги

Совместная работа до Парижа доведет

Слово взяла Людмила Сметанина, заместитель директора по образовательным программам школы с углубленным изучением французского языка № 1251 имени генерала Шарля де Голля. Она представила презентацию об успехах своих подопечных:

— Ученики нашей школы участвуют во многих проектах, в том числе международных. Например, мы участвовали во франко-российско-германской программе «Соборы по берегам Рейна», где заняли первое место. Детям нужно было выбрать один из соборов, изучить его архитектуру, историю создания и строительства. Победителей наградили поездкой во Францию.

По словам Людмилы Владимировны, преимущество групповых проектов в том, что каждый ребенок может найти себе занятие по душе.
Кто-то хорошо говорит по-французски и занимается переводом, кто-то разбирается в компьютерах и делает презентации, кто-то ищет нужную информацию.

Дмитрий Рухлецкий, специально для "Вечерней Москвы"
Ученики гимназии № 1584 Костя Муравский (слева), Тимофей Поликовский и Никита Хрипунов проводят исследования

Скворечник запомнится на всю жизнь

Михаил Седелкин, методист Городского методического центра, пояснил, что проектная деятельность — не новое явление в образовании. Этот метод разработал в начале XX века американский философ и педагог Джон Дьюи. Согласно его идеям, понятие «школьный проект» включало в себя обучение на активной основе, когда ребенок самостоятельно исследует тему и занимается тем, что ему интересно.

На вопрос ведущего круглого стола Руслана Орехова, как же советское образование обходилось без проектов, Седелкин отметил, что на самом деле они были, просто не назывались так. Та же стенгазета — чем не проект? Собравшиеся стали вспоминать свои проекты: скворечник, выращенная фасоль и даже набор иллюстраций для книги.

И пришли к выводу, что самостоятельная работа запоминается на всю жизнь.

"Вечерняя Москва"
Ученицы десятого класса лицея № 1535 Дарья Малаева и Анастасия Назимок представляют результаты своего проекта о правильном питании

Кто учит учителей

Еще один важный вопрос: кто объясняет учителям, как организовать проектную деятельность? Многие школы только недавно стали внедрять такую работу. На помощь пришел старший методист Городского методического центра Николай Антонов:

— Каждый учитель всегда может обратиться в наш центр по любому вопросу. Вся необходимая информация по проектам размещена и у нас на сайте. Кроме того, методисты регулярно проводят выездные семинары во всех округах Москвы, где педагоги могут принять участие.

К концу круглого стола участники сошлись во мнении, что вовлекать школьников в проекты все-таки необходимо.

— Проектная деятельность не должна рассматриваться отдельно от образовательного процесса, — подвел итоги Дмитрий Сковородкин, учитель географии гимназии № 1520 имени Капцовых.

— Это мощный инструмент в руках педагога по освоению того, к чему должны прийти на выходе школьники.

В тему

ПРОЕКТЫ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

«Урок в Москве» — проект, позволяющий провести урок вне стен школы. Учитель выбирает тему, составляет план и проводит урок так, как ему нужно. Это может быть музей, знаменитая улица или даже столичный стадион.

«Юбилейный урок» — на сайте проекта размещены специально подобранные материалы, посвященные различным юбилейным датам. По ним также можно провести красочный и запоминающийся урок, тем самым приняв участие в проекте.

«Больше чем урок» — это набор видеоматериалов, рассказывающий об учебных дисциплинах в более расширенном виде.
Для создания этого проекта методисты привлекают не только школьных преподавателей, но и профессоров — тех людей, которые в своей специальности достигли огромных высот и которые могут поделиться своим опытом.

Справка

Клуб учителей создан на базе медиацентра газеты «Вечерняя Москва». Это открытая дискуссионная площадка для педагогов столицы, которая позволит им высказать свою точку зрения и получить обратную связь от родителей и учительского сообщества.
Заседания клуба будут проводиться в различных форматах: круглые столы, мастер-классы педагогов-новаторов для обмена опыта с коллегами, встречи с интересными людьми, дискуссии и т.д.

21 января 2016 года 18:00 Участники круглого стола — педагоги, методисты Городского методического центра, представители родительского сообщества и сотрудники редакции — в медиацентре «Вечерней Москвы»
Фото: "Вечерняя Москва"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2