Портал городских новостей

Законы жизни

07:26 Пятница, 29 января 2016 1300

Среди людей думающих, образованных, обладающих широким кругозором и немалым запасом сведений в самых различных областях, бытует мнение, что в христианстве нет ничего принципиально нового.

Рассматривая его как одну из этических, философских и религиозных систем, они не находят ничего, что отличает христианскую этику или аскетические приемы от многих других учений древности. В подтверждение своего мнения они, как правило, приводят некоторые нормы из десяти заповедей, или Декалога, которые Бог дал потомкам Авраама через пророка Моисея на горе Синай. Причем, как правило, называются только те из них, что перечислены в середине Моисеева законодательства: «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй».

Конечно, нельзя сказать, что христианству чужды те заповеди Господни, которые принес Моисей. Воплотившийся Сын Божий не отрицал их, но исполнял в Своей земной жизни все, что предписано законом, и однажды сказал Своим ученикам: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков» (Мф. 5, 17). Вместе с тем надо понимать, что свод Декалога имел и конкретное историческое значение, выступая средством воспитания народа, которому предназначалось принять Спасителя.

Моральные требования ветхозаветного законодательства, в том числе перечисленные «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», действительно были не новы для человечества. Их нельзя признать неким мистическим откровением, о котором прежде люди ничего не знали. Скорее, это была констатация изначально существовавшего, но ко времени пророка Моисея забытого положения вещей, обновление в общественном сознании тех норм жизни, которые были утрачены людьми. С этой точки зрения ветхозаветные заповеди вполне можно назвать общечеловеческими. В указанном смысле они тождественны тому, что святые отцы называли «естественным законом», который существовал задолго до закона писаного, принесенного Моисеем с Синайской горы.

Абсолютно иное произошло с пришествием в мир Спасителя. Воплощением и вочеловечением Сына Божия начинается принципиально новая эра — эпоха Нового Завета, новых отношений Творца с человечеством. Иисус Христос наряду с признанием ветхозаветных заповедей открывает людям новую духовную реальность и вводит для них новые законы бытия. Подобных откровений не содержит ни одно философское, этическое или религиозное учение дохристианской истории. Отдельные слова Спасителя были настолько новы, необычны, неудобопонятны людям, что их не могли постичь мудрейшие представители духовной элиты (Ин. 3, 1—10). И даже некоторые ученики Христовы отказывались принимать их и покидали своего Божественного Учителя (Ин. 6, 60—66).

С первых веков христианства святые отцы и учители Церкви выработали стройную систему представлений о трех степенях духовного закона. На протяжении всей истории существования мира Бог дает людям естественный закон, писаный свод Моисеева (или ветхозаветного) законодательства и сверхъестественный закон благодати, который принес воплотившийся Сын Божий.

Все три закона (или завета) объединяет, как пояснял преподобный Максим Грек, единый Законодатель — Бог. В отличие от человеческих философствований и законотворчества каждый из духовных законов не опровергает предшествующий, и вообще они нисколько не противоречат друг другу.

К тому же все законы Божии имеют одну цель — помочь человеку обрести спасение в вечности. Только для этого Господь дает их человеку. Каждый из духовных законов — естественный, Моисеев и сверхъестественный — имеют не умозрительное, а сугубо практическое значение для человека: в них Бог указывает нам тот «путь жизни», о котором сказано в Священном Писании (Пс. 15, 11; Притч. 6, 23; Иер. 21, 8).

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

16 Дек 08:48
7 Окт 07:03
Горожане сами выбирают развлечения

Горожане сами выбирают развлечения

10:1320 октября 2017

На сайт ag.mos.ru заглядываю часто. Не только как «активный гражданин», но и как журналист. Всегда интересно узнать, что больше всего волнует горожан, чему они отдают предпочтение, как их голоса учитываются при планировании городских программ.

Встреча, которой не избежать

Встреча, которой не избежать

07:1920 октября 2017

Во всех притчах о Втором Своем пришествии Христос подчеркивает его внезапный характер: «ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 40), — и призывает Своих верных последователей постоянно иметь готовность ко встрече с Господом.

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров