Портал городских новостей

Сыновняя любовь

07:20 Пятница, 4 марта 2016 1311

Продолжая тему о блудном сыне, хочется привести версию этой евангельской притчи, данную поэтом Борисом Слуцким. В его стихотворении вернувшийся сын после пира вновь уходит от отца, на этот раз не прощаясь. Что ж, в любой трактовке евангельских сюжетов раскрывается не только мастерство художника, но и его духовный опыт.

Покаяние является вторым центральным образом в притче Христа о блудном сыне. Спаситель разъясняет не только, в какой мере Бог любит человека, но и каким образом человек может ответить на эту любовь. Единственный достойный Божественной любви ответ — возвращение человека в дом Небесного Отца, и не «по Слуцкому», а навсегда.

Некогда этот дом — эдемский сад – оставил Адам. И вслед за ним все человечество ушло от райского богообщения в далекую страну греховного бытия. Игумен Никон (Воробьев) пояснял, что, когда душу наполняют мысли, чувства и желания, свойственные диаволу, человек неизбежно отходит от Бога тем дальше, чем тяжелее грехи. Любой грех удаляет от Бога каждого из нас и все человечество в целом.

В отдаленной от Бога стране человек бездумно расточает бесценное наследство: веру, непорочность, самообладание и другие богоданные черты, полученные в момент сотворения. Все силы своей бессмертной души человек тратит на временные удовольствия, поступает в угоду своим страстям и бесовским внушениям. Цель падших ангелов, этих жителей «страны далече», поработить всех людей, заставить исполнять их злую волю — пасти свиней злонамерения, самости и иных греховных привычек. Так вдали от своего Творца человек рабски служит греху, как будто и не было у него свободной воли.

Господь — единственный источник жизни для человеческой души, поэтому, живя без Бога, человек неизбежно испытывает духовный голод. И никакой «свиной корм» — все, чем он пытается заполнить свое автономное от Творца существование, не в состоянии утолить этот голод. Любые земные блага, телесные и душевные удовольствия могут лишь временно создать иллюзию счастья, но не способны дать подлинную жизнь и вечное блаженство, которые существуют только в Боге. И чтобы утолить духовный голод, человеку надо вернуться к своему Создателю, подобно блудному сыну. Тот пришел в себя, отбросив все иллюзии, и раскаялся, что удалился от отца, который любит его и так благ, что в его доме никто ни в чем не нуждается.

Покаяние кардинально изменяет душу кающегося: сын не только осознает неестественность своего положения – против греховного состояния восстают все силы его души: ум, чувства, воля, и он уже не может мириться с грехом, оставаться вдали от Бога. Блудный сын идет в дом отца, невзирая на стыд, на унижение перед родными и слугами. Он идет к отцу, чтобы принести покаяние не ради получения благ и выгод, ему действительно нужен сам отец, его любовь, а не его богатства.

Глубокое осмысление пути покаяния можно увидеть в триптихе «Веночек» современного художника Павла Рыженко. Революционный красноармеец с красным знаменем на колокольне на секунду забыл, зачем он здесь, когда звук случайно задетого колокола потряс его сердце. И тот же человек, но уже не рядовой солдат — в нашивках и кожаной портупее, стоит со свечой у могилы жены. Пока он самозабвенно устанавливал новые законы жизни, она ждала его и молилась, вопреки всем этим новым установлениям. Теперь он уже ничем не может выразить свою любовь к ней, разве что молитвой перед крестом на ее могиле. И он впервые произносит непривычные слова: «Господи, помилуй!». Третья картина – о том же человеке, но как он изменился за годы покаяния! От сердечного плача его душа стала иной, ни за какие земные наслаждения, возврат молодости, деньги и все, чего добиваются люди, он не поклонится сатане. Нет таких удовольствий, ради которых он снова уйдет от Бога.

Так и блудный сын, сполна хлебнув жизни без отца, никогда не захочет вернуться к свиным рожкам. Но пока покаяние не совершилось и человеку нужен не Сам Бог, а те блага, которые Он может даровать, происходит именно то, о чем написал Слуцкий. Поэт изобразил человека с огрубевшей от порока душой, который приходил не к отцу, а чтобы «съесть, сколько мог». Такой вновь покинет отчий дом ради наслаждений в «стране далече», поскольку он еще не ожил для жизни с Богом. Подобным образом поступают и те христиане, которые после формальной исповеди с легкой душой продолжают греховную жизнь. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что покаяние — это завет человека с Богом об исправлении жизни. И если со своей стороны человек профанирует его, то он поступает «по Слуцкому», а не по Евангелию.

Живший в IV веке святитель Амвросий Медиоланский неслучайно назвал притчу Спасителя о блудном сыне «Евангелием в Евангелии». Она расшифровывает, почему и каким образом надо исполнять первые слова евангельской проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Покаянием полагается начало и совершается весь путь нашего возвращения к единству с Богом. Иных путей к райскому блаженству богообщения не существует.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

16 Дек 08:48
7 Окт 07:03
Горожане сами выбирают развлечения

Горожане сами выбирают развлечения

10:1320 октября 2017

На сайт ag.mos.ru заглядываю часто. Не только как «активный гражданин», но и как журналист. Всегда интересно узнать, что больше всего волнует горожан, чему они отдают предпочтение, как их голоса учитываются при планировании городских программ.

Встреча, которой не избежать

Встреча, которой не избежать

07:1920 октября 2017

Во всех притчах о Втором Своем пришествии Христос подчеркивает его внезапный характер: «ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 40), — и призывает Своих верных последователей постоянно иметь готовность ко встрече с Господом.

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров