Портал городских новостей

О практике и теории

10:30 Пятница, 27 мая 2016 1544

Лестница в Небо, которую видел ветхозаветный Иаков, помимо богословских трактовок имеет в святоотеческом наследии и аскетическое толкование. Начиная со святителя Григория Богослова, многие святые отцы рассматривают лестницу Иакова как утверждение в различных христианских добродетелях.

Святитель Хроматий Аквилейский пишет: «На этой лестнице утверждено множество ступеней добродетели, по которым совершаем мы свое восхождение к небесам: вера, справедливость, целомудрие, святость, терпение, благочестие и другие». В аскетическом ключе трактует лестницу Иакова и преподобный Максим Исповедник, полагая, что она представляет собой «благочестие пред Богом».

В Великом покаянном каноне святого Андрея Критского неоднократно упоминается образ лестницы, по которой человек восходит многими трудами и с помощью Божией. В частности, в каноне сказано: «Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом», — и поясняется, что духовное совершенство человека достигается через деятельность и созерцание. Эти две аскетические категории соотносятся между собой как практика и теория. Но в отличие от обучения земным наукам, когда сначала усваивают теоретические знания, а затем применяют их на практике, в духовной жизни практика предшествует теории. Искать созерцания прежде усвоения христианских добродетелей бесполезно: либо вовсе не достигнешь его, либо оно будет мнимым (прелестным).

Практика духовной жизни не требует от нас ничего экстраординарного. Каждому человеку Господь дает жизненные обстоятельства для деятельного проявления добра. Повод и возможность для христианского подвига у нас есть всегда, надо лишь знать заповеди Божии и быть внимательным к ситуациям, в которых мы можем исполнить их на деле.

Внешне христианский подвиг осуществляется как активная помощь окружающим людям. Рассказывая о Страшном Суде, Спаситель называет в числе его основных критериев самые простые дела милосердия: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить скитальца, одеть нагого, посетить больного и узника (см. Мф. 25, 34—40). Внутреннее упражнение в добродетели составляет борьбу с собственными страстями, а также молитву, чтение Священного Писания, творений святых отцов, соблюдение постов, участие в церковных богослужениях. Внутренняя деятельность должна быть не менее активной, чем внешняя, но при этом незаметной постороннему взору, поскольку она посвящается Богу, а не людям (см. Мф. 6, 16—18).

По мере очищения своего сердца через внутренний подвиг и служение ближним христианин становится способным к созерцанию. Мы можем узнать о созерцательной жизни теоретически, читая жития и труды православных аскетов. Мотовилову, например, было явлено сияние Духа Святого в преподобном Серафиме Саровском во время их беседы о смысле христианской жизни. Исихасты, творящие умную молитву, видят нетварный свет. Все это примеры созерцания. Дойти до таких высот духовного состояния удается немногим подвижникам.

Но и мы не должны ограничивать себя только практической деятельностью, совершенно не стремясь к созерцанию. Конечно же, достичь его по своему произволению не по силам не только обычным людям, но даже и святым. Оно подается от Бога людям с чистым сердцем (см. Мф. 5, 8). Однако созерцание Бога — это главное, к чему должен стремиться христианин. От нас требуется положить начало и не оставлять это движение, насколько хватил сил для подвига, а Господь подаст Свою благодать. И если не сейчас, то в вечности обязательно продолжится и разовьется то движение, которое человек задает в своей земной жизни. Тогда каждый искавший спасения во Христе получит столько благодати, сколько сможет вместить. Если уподобить людей сосудам, то все они, несмотря на разную величину, будут заполнены до краев: от маленького наперстка до огромной чаши — каждый сохранивший верность Богу будет изобиловать благодатью.

Как нам подниматься по лестнице, ведущей в Царство Небесное? Преподобный Серафим Саровский приводил в пример купцов, совершающих торг в наиболее знакомой каждому из них области и через это получающих максимальную прибыль. И нам надо начинать с самого легкого для нас: кому-то ближе дела милосердия, кому-то — молитва или душеполезное чтение, особенно Евангелия и творений святых отцов, которые побуждают к внимательной жизни и дают видение своих грехов. Первая ступенька лестницы добродетелей у каждого может быть своя, в зависимости от наклонностей. Укрепившись на первой ступени, надо подниматься на следующую, утверждаясь в новых добродетелях.

Невозможно все время стоять на одной лестничной ступеньке. Если мы не продолжим совершенствоваться в добре, то незаметно для себя начнем впадать во зло. Ведь по лестнице можно двигаться только в одном из двух противоположных направлений. И всякий человек в каждый момент своей жизни либо приближается к Богу, либо отпадает от Него. Главное для нас — это не потерять драгоценное земное время, набраться решимости и твердо стать на первую ступень, приближающую к Богу. Надо начать действовать сейчас и не отчаиваться при неизбежных заминках, помня, что Господь близко. Сам Христос подхватывает руку стремящегося к Нему человека и помогает ему продвигаться по лестнице в Небо.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

16 Дек 08:48
7 Окт 07:03
Горожане сами выбирают развлечения

Горожане сами выбирают развлечения

10:1320 октября 2017

На сайт ag.mos.ru заглядываю часто. Не только как «активный гражданин», но и как журналист. Всегда интересно узнать, что больше всего волнует горожан, чему они отдают предпочтение, как их голоса учитываются при планировании городских программ.

Встреча, которой не избежать

Встреча, которой не избежать

07:1920 октября 2017

Во всех притчах о Втором Своем пришествии Христос подчеркивает его внезапный характер: «ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 40), — и призывает Своих верных последователей постоянно иметь готовность ко встрече с Господом.

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров