Портал городских новостей

Николай Губенко: Все мы рождаемся равными — не элитой и не нищими

19:36 16 августа 2016 1649
1 декабря 1990 года. Николай Губенко в должности последнего министра культуры СССР. Менее чем через год министерство преобразуют в Межгосударственный совет по культуре

1 декабря 1990 года. Николай Губенко в должности последнего министра культуры СССР. Менее чем через год министерство преобразуют в Межгосударственный совет по культуре

Фото: РИА Новости

17 августа народному артисту, худруку московского театра «Содружество актеров Таганки», зампредседателя Мосгордумы Николаю Губенко — 75 лет. Мы поздравили легендарного артиста, политического и культурного деятеля России.

— Николай Николаевич, поздравления принимаете?

— Спасибо. Читаю «Вечернюю Москву» с интересом. А поздравления буду принимать в начале сентября, когда вернусь в столицу. И на сборе труппы, 12 сентября, оглашу новые планы нашего театра.

— Все ждут вашей новой постановки, а на спектакль «Концерт по случаю конца света» билетов не достать — нужно покупать заблаговременно.

— Это правда. Даже я не могу за несколько дней до спектакля взять билеты для друзей. А что касается новой постановки, то она будет по произведениям советской классики. Спектакль дорогой, и госфинансирования, скорее всего, не хватит. Если денег не будет, может быть, и спектакля не будет. Пользуясь случаем, приглашаю всех на премьеру булгаковского «Бега» в постановке Марии Федосовой. Осмелюсь сказать, что наш «Бег» стал культурным событием театральной жизни Москвы.

— В годы советской власти людей, чьи мысли и убеждения расходились с политикой партии, отправляли в лагеря, выдворяли из страны. Считается, что в «Беге» отражена судьба интеллигенции тех лет...

— Есть точка зрения, что в ГУЛАГе сидела половина народа страны. А половина его охраняла. Но так говорят антисоветчики. Еще говорят, что Сталин истребил в стране всех священнослужителей и дворян. Но сейчас каждый третий у нас — дворянин, и каждый десятый — священник... Думаю, что это большое преувеличение, будто Сталин расправился с интеллигенцией, аристократией и со священнослужителями. Почитайте «Надгробную речь» патриарха Алексия на похоронах Сталина: «Ни один вопрос, с которым бы мы к нему не обращались, не был им отвергнут. Он удовлетворял все наши просьбы, и много доброго и полезного благодаря его высокому авторитету сделано для нашей церкви нашим правительством. Мы же, собравшись с молитвой о нем, не можем обойти молчанием его всегда благожелательное, участливое отношение к нашим церковным нуждам»... Но, возвращаясь к самому началу советской власти, считаю, что иной альтернативы для выживания человечества, кроме как социалистическая государственность, нет.

— Никита Михалков однажды сказал, что «в течение всей кинематографической жизни он пытается ответить на вопрос — что произошло с Россией в 1917 году? И об этом — большая часть его картин, включая и «Солнечный удар». А на ваш взгляд, почему рухнула великая империя и какими были эти 70 лет советской власти?

— Я не историк, не философ, а человек, рожденный в 1941 году, в катакомбах Одессы. Война лишила меня родителей, и государство под названием СССР взяло на себя определенные обязательства по отношению к 19 миллионам осиротевших детей, включая меня. Ничего иного, кроме благодарности моей стране, я не испытываю. Но я не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, как думают некоторые мои коллеги, я поклонник справедливости. Однажды на совещании по поводу скандального раскола в Союзе кинематографистов, которое собрал Никита Михалков на «Мосфильме», я прямо сказал Никите Сергеевичу: «Если бы сейчас началась гражданская война, я был бы в одном окопе, а вы (хотя мы друг с другом на «ты») — в другом».

Есть нечто принципиальное, что нас разделяет, и я уважаю людей, разделяющих точку зрения Никиты Сергеевича. Но еще больше уважаю тех, кто стоит на позиции социальной справедливости. Справедливости не по сословному признаку, а по Богу. И это при том, что я атеист, а Никита Сергеевич — человек глубоко верующий.

Хотя относимся мы друг к другу с симпатией, разногласия в наших взглядах существенные. Но все это не мешало мне поддержать кандидатуру Михалкова на пост председателя Союза кинематографистов — за него тогда проголосовало большинство. Напомню, что слово «большевики» произошло от слова «большинство», а большевизм, как сказал Александр Блок, «есть свойство русской души, а не фракция в Государственной думе».

— А справедливость — что это такое?

— Все мы рождаемся равными, а не элитой и нищими. Такой постулат, как равенство, которым руководствовались люди на протяжении веков, должен быть сохранен. Человек должен получить равные стартовые позиции при рождении, впрочем, как и получить работу, и проявить себя в труде.

— Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, о своей деятельности в Мосгордуме.

— Я обязан заботиться и о старшем поколении, благодаря которому мы сегодня живем, и, разумеется, о молодежи. Считаю необходимым возвращение в России бесплатного образования и бесплатного здравоохранения. Гражданин России, независимо от места проживания, в начале своего пути должен иметь все шансы получить то образование, которое соответствует его способностям.

— Вот вам, сироте, выпала удача учиться во ВГИКе лучшем институте страны, а может, и мира...

— Я не оцениваю свою жизнь. Наша профессия такова, что нас оценивают другие. Но я стараюсь оставаться порядочным человеком и приносить пользу обществу.

— Спектакли в театре «Содружество актеров Таганки» позитивной направленности?

— Наши спектакли позитивны с той точки зрения, что побуждают публику думать и чувствовать. К тому же они весьма актуальны и, судя по заполненным залам, любопытны для публики. При том что наш театр нигде не рекламируется. А если учесть, что бывший мэр Москвы Юрий Лужков не финансировал театр с момента нашего появления в течение 16 лет и что мы пережили 27 судов в борьбе за право существовать (не скрою, жили впроголодь), то вдвойне дорого, что публика проторила путь к нашему театру.

— Николай Николаевич, с чего начнете новый сезон?

— С выпуска детского спектакля «Цветик-семицветик» режиссера Екатерины Королевой. А в октябре, надеюсь, случится режиссерский дебют Николая Коробова — на Малой сцене зритель увидит спектакль по пьесе Мартина Макдонаха «Однорукий из Спокана». Параллельно буду заниматься своей работой — ставить спектакль по советской классике. До встречи в сентябре.

СПРАВКА

Николай Губенко родился 17 августа 1941 года в катакомбах Одессы. Отец погиб на фронте до рождения Николая, мать была убита в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. Детство Николая прошло в интернате. В 1964–1968 годах и с 1980-го — актер Театра на Таганке, а в 1987–1989-х — его главный режиссер. После возвращения Юрия Любимова часть коллектива призывает Губенко остаться художественным руководителем. В 1992 году он становится руководителем театра «Содружество актеров Таганки». С 1989 по 1991 год — министр культуры СССР. В 2005 году избран в Мосгордуму.

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров