Понедельник 23 июля, 14:07
Пасмурно + 21°
Искусствовед и коллекционер Галина Аксенова и Вениамин Смехов на презентации книги «Страсти старьевщика»
Фото: Александр Казаков, "Вечерняя Москва"

Хорошая сумочка, надо брать!

Фото: Александр Казаков, "Вечерняя Москва"
Об увлечении киноведа Галины Аксеновой коллекционированием сумочек мы узнали из книги «Страсти старьевщика», предисловие к которой написал ее муж, актер Вениамин Смехов. И напросились к ней в гости — посмотреть коллекцию.

Квартира, расположенная неподалеку от Музея музыкальной культуры имени Глинки, и сама напоминает музей. Все здесь, начиная от мебели и заканчивая куклами-игольницами, можно назвать старинными экспонатами. Но самые дорогие для хозяйки — конечно же, сумки. Они повсюду: на шкафах и тумбочках, под кроватями и креслами. Всего — около 500 экспонатов.

Увлечение родом из детства

Пелагия Замятина
 Бисерная сумка начала 1920-х

Отвечая на вопрос, с чего началось ее увлечение, Галина Геннадьевна вспоминает историю своей семьи:

— Мои близкие пережили все, что выпало на долю нашего народа в ХХ веке — революцию, Гражданскую войну в Киеве с переменой власти — белые, красные, зеленые... В 1937 году все мужчины семьи были расстреляны. Бабушка умерла в АЛЖИРЕ — акмолинском лагере жен изменников родины. И все это сопровождалось постоянной конфискацией имущества... Мама семилетней девочкой узнала, что такое оккупация. Папин отчим и дед прошли войну...

Она очень хорошо помнит вещи, которые окружали ее в детстве: большой стол, под которым она, маленькая, так любила прятаться, ширму с лиловыми ирисами да сундук со старыми кружевами. В него же упрятали и роман «Милый друг» Мопассана — подальше от глаз 12-летней Гали. Но и эти предметы со временем загадочными путями исчезли из дома. Вот и вышло: была семья, а вещей — свидетелей ее истории, не осталось. Вот почему юная Галина стала заглядывать в антикварные магазины, из которых время от времени возвращалась то со старым стулом, то с ветхим, видавшим виды креслом. Конечно, они не имели прямого отношения к их дому, но напоминали ей вещи из того времени, когда «деревья были большими»...

Пелагия Замятина
В руках у Аксеновой — вышитая шерстью сумка, тренд 1950-х годов

— А когда в 1990-х я начала выезжать за границу, тут уж все блошиные рынки были мои, — говорит Галина Геннадьевна. — Меня не интересовали просто магазины, а вот антикварные лавочки тянули к себе как магнитом. Я покупала небольшие предметы, которые можно было без труда привезти домой — куклы-игольницы, шляпные булавки, лайковые и кружевные перчатки… От них я перешла к винтажной одежде, а уже от нее — к сумкам.

Привет из прошлого

Пелагия Замятина
 В 1950-х были популярны сумки из пластика

Часто первая случайная встреча с будущим экспонатом коллекции происходит во время просмотра киноведом Галиной Аксеновой какого-либо фильма.

— Например, о том, какие сумки носили женщины начала XX века, можно узнать из немых фильмов, — объясняет Галина Геннадьевна. — Путешествуя, обязательно посещаю музеи и картинные галереи: высматриваю сумки на старых полотнах XVI века — кажется, именно в это время они впервые начали появляться на картинах. А вот, например, мешочки крестоносцев, вышитые их возлюбленными, часто хранятся в церквях, потому что в них находились реликвии, привезенные со Святой земли.

Самой ценной вещью она считает любимую сумочку своей мамы, но к экспонатам коллекции ее не относит. Вещь эта значит для Галины Геннадьевны гораздо больше: это семейная реликвия.

— У меня есть сумочка конца XIX века, принадлежавшая матери театроведа Инны Натановны Соловьевой, с которой я работала в Школе-студии МХАТ, но почемуто я тоже не могу назвать эту сумку частью коллекции.

Одной из первых сумок, которую я купила с мыслью о собирательстве, был вот этот чудесный продукт фирмы Whiting and Davis, — рассказывает Галина Геннадьевна, держа в руках сумку особенного металлического плетения, где соединились между собой серебристые квадратики с узнаваемым рисунком эпохи ар-деко.

Михаил Фомичев
 Галина Аксенова с Вениамином и Аликой Смеховыми и сумочкой из собственной коллекции

— Нашла я ее на бостонском антикварном рынке, — продолжает коллекционер, после чего показывает скромный серебристый фермуар, украшенный бисером, — работа конца XIX века. Сумочка была неизменной спутницей дам викторианской эпохи (1837–1901 годы. — «ВМ»), носящих траур.

— Я купила ее на распродаже в небогатом районе маленького городка Блумингтон. Сумка эта долго отказывалась открываться. Мне показалось это странным. Ведь я понимала: в ней что-то лежит. Замок был сложным и немного заржавел. Я боялась сломать его, поэтому встречу с «интерьером» сумки отложила на несколько лет. А когда открыла, обнаружила карточку 1930-х годов с описанием того, кто и когда вязал эту сумку, — вот такой привет из прошлого, — рассказывает Галина Аксенова.

Решают не деньги, а чувства

Пелагия Замятина
 Чемодан 1950-х годов

У каждого экспоната ее коллекции — свой аромат: дерева, кожи, старого гобелена. Раскрывая большущий чемодан, Галина Геннадьевна достает из него сумку, похожую на африканскую маску. В свое время, чтобы узнать ее историю, Аксенова отправила снимок экспоната в амстердамский музей сумок.

— Мне ответили в тот же день. Оказывается, сумку сделали американские индейцы. А вот эту я приобрела 10 лет назад в маленьком городке американского штата Айова у женщины, чья мама в детстве очень любила фильм 1939 года «Волшебник из страны Оз». Главная героиня — Элли — получает в подарок чудесные башмачки, вот такие, — говорит Аксенова, демонстрируя сумочку в виде маленького бисерного красного башмачка.

Достойное место в ее коллекции занимают несколько мешочков на стяжке. Для их изготовления использовался песчаный бисер.

— Это настолько мелкий материал, что работа с ним требовала великолепного зрения мастериц. Для нанизывания использовали конский волос, — комментирует Аксенова.

Раньше она осторожно тратила деньги, приобретая новую вещь в коллекцию. Но сегодня признается: ей так хочется пополнять коллекцию старинными экспонатами, что когда такая вещь находится, она об экономии забывает начисто. Что увлекает ее больше — процесс «охоты» за очередным экспонатом, его успешное завершение или последующая работа, когда она пытается восстановить биографию сумки, Галина Геннадьевна ответить затрудняется. Пожалуй, ей одинаково интересно и то и другое.

— Кстати, всегда теряюсь, слыша любимый вопрос продавцов-американцев: сколько денег вы готовы потратить? В моем случае сумма всегда зависит от того, полюблю я вещь или нет, — объясняет Аксенова.

Долгое время Вениамин Смехов находился в неведении относительно содержимого ее сундуков.

— Но однажды мне все же пришлось сознаться, что в них. Искренность моего признания, как выразился Вениамин, еще больше укрепила здоровье нашего брака, — смеется Аксенова. — Вместе мы уже 36 лет.

Она частенько «выгуливает» свои сумочки. А почему нет? Смотрятся многие из них и по сей день более чем актуально. Ведь все новое и модное — это хорошо забытое старое.

Пелагия Замятина
Сумкам от Whiting and Davis почти 90 лет

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анна Шилова, преподаватель истории моды:

— Сумка была статусным предметом всегда. Когда в обществе существовала градация по происхождению, дамы незнатные использовали их по прямому назначению, а элите нужны были аксессуары, которые бы подчеркивали благосостояние и происхождение. Почему же сумка столь любима женщинами и сейчас? Этот аксессуар не имеет ограничений по состоянию здоровья, как обувь, и не настолько дорогой, как драгоценности.

При этом сумка позволяет проявить фантазию и выделиться из толпы.

КОТОМКИ ОТ КУТЮР, КОТОРЫЕ УДИВЯТ САМЫХ ИСКУШЕННЫХ МОДНИЦ

Покрутим хулахуп

Из архива

Французский дом Chanel регулярно удивляет поклонниц необычными формами и материалами. К примеру, сумка-обруч — клатч, помещенный в два огромных хулахупа. Никто, правда, не понял, куда с такой ходить. Дизайнеры объясняют: в нее удобно положить полотенце, крем для загара и отправиться на пляж.

Раскинь мозгами

Из архива

Мозговитый японский дизайнер Джун Такахаши предлагает носить женские мелочи в голове. Точнее, в мозгу. Вязаная модель глубокого серого оттенка должна понравиться интеллектуалам. Обладательницы этого плода дизайнерского креатива утверждают, что сумка очень вместительная, и все необходимое точно влезет.

Без любимцев — никуда

Из архива

Помните время, когда у светских львиц в моду вошло повсюду таскать в своей сумочке крошечную, вечно трясущуюся чихуахуа? Мода циклична, и английский дизайнер Кассандра Верити Грин об этом не забывает. Созданная ею сумка-аквариум позволит владелице не расставаться с любимыми питомцами ни на минуту.

Крайне экологично

Из архива

«На одной только классике не выживешь», — подумал модный дом Louis Vuitton и украсил одну из сумок... городским мусором. Пластиковая бутылка, жвачка, пачка сигарет, чайные пакетики — чего здесь только нет. Защитницы экологии должны оценить вторичное использование вещей. Цена — 150 тысяч долларов.

ДАМСКАЯ «БИБЛИЯ». СЛОВАРИК

● Клатч — вечерняя сумочка, обычно без ремешка. Ее носят в руке.

● Хобо, или сумка-мешок — объемная сумка округлой формы с короткой ручкой для ношения на плече.

● Мессенджер, или «сумка почтальона» — небольшая модель на длинном ремешке, которая носится через плечо.

● Сэтчел — аксессуар, напоминающий портфели, в которых носят учебники британские школьники.

● Тоут — вместительная модель с двумя ручками вроде авоськи

КСТАТИ

Из архива

Самой дорогой сумкой в мире стал саквояж французского модного дома Hermes. За модель из кожи гребнистого крокодила редкого красного оттенка частный коллекционер из Лос-Анджелеса выложил 298 тысяч долларов.

Birkin уже не первый раз бьет ценовые рекорды в мире моды. Она была создана в 1984 году специально для британской актрисы Джеймс Биркин, которая, воспользовавшись тем, что ее соседом в салоне самолета оказался президент модного дома, пожаловалась ему, как трудно найти идеальную кожаную сумочку. Модель Birkin мигом стала популярной у модниц, за ней выстроилась толпа желающих. Очередь стоит до сих пор.

Чтобы купить такую сумочку, нужно не только выложить кругленькую сумму, но и подождать пару-тройку лет. Правда, к тому времени выбранный цвет может выйти из моды.

 

 

 

 

Искусствовед и коллекционер Галина Аксенова и Вениамин Смехов на презентации книги «Страсти старьевщика»
Фото: Александр Казаков, "Вечерняя Москва"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER